Вопросы оптимизации ведения пациентов, инфицированных Helicobacter pylori, остаются актуальными в клинической терапии и гастроэнтерологии вот уже в течение многих лет. Это связано как с высокой распространенностью инфекции H. pylori в России: в зависимости от региона она составляет 35–60 %, так и с потенциальной канцерогенностью микроорганизма в отношении развития рака желудка. Согласно клиническим рекомендациям, при проведении эндоскопического исследования верхних отделов желудочно-кишечного тракта в качестве метода первичной диагностики инфекции могут быть рекомендованы быстрый уреазный тест со взятием биоптата из антрального отдела и тела желудка или гистологическое исследвоание биоптатов слизистой оболочки желудка, в качестве неинвазивной диагностики рекомендуются 13С-уреазный дыхательный тест или определение антигена микроорганизма в кале. Актуальным является использование быстрых уреазных тестов, обладающих селективностью в отношении H. pylori, не реагирущих на изменение рН и на уреазу других уреазопродуцентов. Для неинвазивной диагностики можно рассматривать и альтернативные варианты верификации возбудителя, например, аммонийный дыхательный тест, когда определяется не уровень СО2 в выдыхаемом воздухе, а второй метаболит гидролиза мочевины – аммиак.
Цель исследования. Состав, метаболическая и иммунная активность микробиоты кишечника важны для нормального функционирования не только кишечника, но и других органов и систем.
Материалы и методы. В настоящем обзоре проанализированы литературные данные о взаимосвязи микробиоты кишечника при заболеваниях желчевыводящих путей.
Результаты и заключение. Изменения микробиоты кишечника могут вызывать не только изменения в системе органов пищеварения, но и влиять на состояние организма в целом.
Галактоземия является орфанным метаболическим заболеванием, поздняя диагностика которого может приводить к тяжелому поражению печени. Представлен клинический случай галактоземии I типа. Заболевание манифестировало в позднем неонатальном периоде рвотой, холестатическим поражением печени, коагулопатией с геморрагическим синдромом, потерей веса. Проводилась дифференциальная диагностика с некротическим энтероколитом и кишечной непроходимостью. Остаточная активность фермента GALT соответствовала биохимическому варианту и не соотносилась с тяжелой клинической картиной. На фоне кормления безлактозной смесью состояние ребенка улучшилось. Генетическое обследование выявило две патологические мутации в гетерозиготном состоянии в 3 и 6 экзоне гена GALT. Катамнестическое наблюдение показало формирование задержки статико-моторного развития у ребенка к концу первого года жизни.
Изучение воспалительных заболеваний кишечника характеризуется динамичностью и новыми открытиями. Стремление к персонализированной терапии этой категории пациентов настоятельно диктует необходимость расшифровки генетической архитектуры язвенного колита и болезни Крона. Завершение проекта «гГеном человека» ознаменовалось открытием более 240 генетических полиморфизмов при воспалительных заболеваниях кишечника. Сопоставление клинических и генетических признаков подтвердило существование различных клинико-генетических фенотипов язвенного колита и болезни Крона, множества вариантов риска и позволило пролить свет на ключевые патогенетические механизмы. К ним относятся механизмы поломок в работе врожденного иммунитета и процессов аутофагии, нарушения дифференцировки лимфоцитов и хемотаксиса. Внедрение в клиническую практику этих положений сможет не только улучшить диагностический процесс, но и в значительной мере будет способствовать проведению персонифицированной терапии.
Цель исследования: изучить распространенность гастроинтестинальных (ГИ) симптомов во взаимосвязи с характером и особенностями питания, уровнем депрессии и тревоги, качеством жизни (КЖ) среди молодежи.
Материалы и методы: проведено анонимное онлайн-анкетирование 100 студентов для определения особенностей питания, наличия ГИ симптомов, уровня тревоги, депрессии, КЖ.
Результаты и их обсуждение: выявлены следующие ГИ проявления: синдром диспепсии – 45 %, изжога – 25 %, отрыжка – 20 %, метеоризм – 60 %, диарея – 7 %, запоры – 12 %. Уровень тревоги повышен у 48 % студентов, депрессии у 18 % студентов. Тревога увеличивает шансы наличия синдрома диспепсии в 3,5 раза (p = 0,008), симптома отрыжки в 3,2 раза (p = 0,021), изжоги в 2,6 раза (p = 0,046). Депрессия повышает шансы наличия симптома отрыжки в 6,8 раза (p = 0,022), запоров в 4,3 раза (p = 0,026), ожирения в 3,5 раза (p = 0,040). Достаточное употребление фруктов снижает шансы наличия депрессии OR 0,4 (p = 0,0001); а дефицит клетчатки увеличивает шансы синдрома диспепсии OR 4,7 (p = 0,013), питание готовой пищей ассоциировано с синдромом диспепсии (эпигастральная боль) OR 1,2 (p = 0,038). У студентов с ГИ симптомами выявлено снижение КЖ по шкале «физическая боль», ассоциированного с депрессией и тревогой.
Выводы: выявлено, что тревога ассоциирована с наличием диспепсии (OR 3,5), отрыжки (OR 3,2) и изжоги (OR 2,6), а депрессия с наличием отрыжки (OR 6,8), запоров (OR 4,3), ожирением (OR 3,5). Дефицит клетчатки, питание готовой пищей повышают риски наличия синдрома диспепсии (OR 4,7; OR 1,2 соответственно). У студентов, имеющих ГИ симптомы, выявлено снижение КЖ по шкале «физическая боль», ассоциированного с депрессией и тревогой.
Цель – усовершенствовать схему восстановительной коррекции при последствиях оперативного лечения аденомы простаты на основе оценки состояния кишечной микробиоты как патогенетического фактора развития данной патологии.
Материалы и методы. Данные микробиологической составляющей при последствиях операций по поводу аденомы простаты, полученные на базе клиники Федерального бюро медико-социальной экспертизы за 2022–2024 годы. Помимо традиционных методов обследования оценены параметры пристеночных ферментов (мальтаза, инвертаза), исследование гормонов тонкой кишки, количество микробиоты толстой кишки.
Результаты. Показана роль микробиоты в развитии осложнений оперативного лечения аденомы простаты. В созданную авторами шкалу – рискометр возникновения последствий операций при аденоме простаты – должны включаться показатели микробиоты толстой кишки. В описанном авторами пострезекционном синдроме хирургического восстановительного лечения доброкачественной гиперплазии предстательной железы (ДГПЖ) представлена роль микробиоты в развитии осложнений оперативного лечения.
Вывод. Микробиота – важный фактор патогенеза осложнений оперативного лечения аденомы простаты.
Воспалительные заболевания кишечника, к которым относятся болезнь Крона и язвенный колит, являются глобальным заболеванием XXI века. Псориазом страдают около 125 миллионов человек во всем мире, он относится к числу наиболее распространенных заболеваний кожи и встречается у 2–3 % населения стран. Псориаз, псориатический артрит относятся к внекишечным (системным) проявления ВЗК, не связанным с активностью язвенного колита и болезни Крона. Вместе с тем эпидемиология связи между ВЗК и псориазом изучена недостаточно. Мы провели поиск в информационных базах Pubmed и Scopus статей, опубликованных до 25.01.2025, в которых рассматривалась взаимосвязь ВЗК и псориаза. Результаты эпидемиологических и клинических исследований, их обобщения в систематических обзорах и метаанализах свидетельствуют о наличии двунаправленной взаимосвязи между ВЗК и псориазом. К механизмам взаимосвязи можно отнести сходные патофизиологические процессы, включая сопоставимые иммунопатогенные механизмамы (прежде всего участие Th17, IL-17, IL-23 и ФНО-α), общие воспалительные пути, общие локусы восприимчивости и полиморфизм ДНК на генетическом уровне, дисбиоз микробиома кишечника, нарушения кишечной проницаемости, играющих ключевую роль в развитии ВЗК и псориаза. У больных псориазом консультация гастроэнтеролога показана при наличии кишечных симптомов. При курации пациентов с ВЗК и псориазом целесообразно взаимодействие и тесное сотрудничество между гастроэнтерологом и дерматологом.
ISSN 2949-2807 (Online)