Целью работы явилась оценка результатов лечения больных с передним ИМ↑ST с использованием первичных ЧКВ в разных возрастных группах, в том числе при поздней госпитализации с учетом исходного риска смерти (РС). В исследование включено 804 больных с передним ИМ↑ST в возрасте от 28 до 91 года, поступивших в НИИ СП имени Н. В. Склифосовского с 2008 по 2017 год: из них 583 – с первичными ЧКВ, выполненными в первые 12 часов (311 больных) и при поздней госпитализации – через 12–72 часа (272 пациента), а также 221 больной без ЧКВ. Соотношение больных с ЧКВ у лиц младше 65, 65–75 и старше 75 лет составило 340, 139 и 104, без ЧКВ – 126, 47 и 48 соответственно. У 26 умерших после ЧКВ и 39 без вмешательств определяли состояние коронарного русла, площадь поражения миокарда и непосредственную причину смерти. Установлено, что при ИМ↑ST в отсутствии реперфузионной терапии (РТ) исходно высокому РС соответствует высокая летальность. Она складывается из лиц преимущественно пожилого и особенно старческого возраста, у которых чаще присутствует проксимальное поражение основных коронарных артерий, обусловливающее обширную площадь инфаркта с развитием фатальных осложнений. Применение первичных ЧКВ, в том числе при поздней госпитализации, позволяет предотвратить прогрессирование острой сердечной недостаточности, формирование аневризмы ЛЖ, сокращает частоту летальных исходов. В разные периоды уровень летальности при применении первичных ЧКВ, в том числе отсроченных, колеблется, он может повыситься при значительном увеличении госпитализированных старческого возраста. Повышение летальности ассоциируется с осложнениями, возникающими в том числе в ходе процедур при тяжелом многососудистом поражении КА, чаще присутствующем у этой категории больных. Достижение ангиографического успеха даже в отсутствие ЭКГ-признаков реперфузии позволяет существенно снизить летальность во всех возрастных группах. Высокий РС является оптимальным показанием для использования отсроченных процедур. Неотложное применение первичных ЧКВ, в том числе при поздней госпитализации, позволяет оптимизировать лечение ИМ↑ST, достичь максимального снижения летальности.
Ишемическая болезнь сердца (ИБС) остается ведущей причиной смертности, а, по прогнозам, ее распространенность в ближайшем будущем будет увеличиваться. Одним из важнейших факторов риска ИБС являются дислипидемии, совершенствованию подходов к коррекции которых в настоящее время уделяется особое внимание. В новом пересмотре российских рекомендаций по ведению пациентов с дислипидемиями (2020) приоритеты отданы высокоинтенсивной статинотерапии: введены новые более жесткие целевые уровни холестерина липопротеинов низкой плотности (ХС-ЛПНП). Также эксперты подчеркивают важную роль фракции холестерина липопротеинов, не относящихся к категории высокой плотности (ХС-не-ЛПВП), прежде всего триглицеридов и вводят их целевые уровни. С ХС-не-ЛПВП тесным образом связана концепция резидуального риска, остающегося несмотря на эффективную статинотерапию и достижения целевого уровня ХС-ЛПНП. Здесь важнейшее значение имеет гипертриглицеридемия, способствующая повышению риска ИБС и сердечно-сосудистой смертности. Исходя из этого для существенного улучшения прогноза и снижения резидуального риска эффективным подходом является комбинированная гиполипидемическая терапия в виде сочетания высокоинтенсивного статина и фенофибрата. Согласно данным исследований, розувастатин обеспечивает снижение ХС-ЛПНП на ≥ 50 %, имеет широкий спектр плейотропных эффектов в сочетании с оптимальным профилем безопасности. Фенофибрат позволяет высокоэффективно снижать уровень триглицеридов и реализует дополнительные протективные эффекты на сердечно-сосудистую систему. Логическим продолжением принципа комбинированной гиполипидемической терапии стало появление фиксированной комбинации (ФК) розувастатина и фенофибрата, которая уже имеет свою доказательную базу исследований, свидетельствующую о комплексном и взаимодополняющем влиянии на нарушенный липидный спектр крови, хорошим профилем безопасности терапии, а форма «одной таблетки» существенно повышает приверженность пациентов к лечению. Можно ожидать, что широкое применение в клинической практике ФК розувастатина и фенофибрата позволит эффективно снизить резидуальный сердечно-сосудистый риск и тем самым обеспечит улучшение прогноза для пациентов.
Авторы проанализировали, классифицировали и изложили опыт работы с больными, перенесшими коронавирусную инфекцию в той или иной степени тяжести. Оценили возможности современной эхокардиографии в диагностике осложнений данной инфекции со стороны сердца, предложили алгоритм ультразвукового исследования сердца у данной категории больных. В этом году были опубликованы рекомендации Европейской ассоциации кардиологии по диагностике и лечению сердечно-сосудистых заболеваний у больных с коронавирусной инфекцией. В данных рекомендациях четко описаны группы риска осложнений данной патологии, поскольку при COVID поражаются не только легкие, но и сердце. Наиболее уязвимыми оказались больные с хроническими заболеваниями, такими как сахарный диабет, заболевания крови, хроническая почечная недостаточность, онкологическая патология, ХОБЛ. Именно у этих категорий больных наиболее часто встречались осложнения инфекции со стороны легких и сердца.
Коронарография по-прежнему остается «золотым стандартом» в оценке тяжести стенотических поражений коронарного русла в катетерной лаборатории. Однако часто тяжело идентифицировать гемодинамическую значимость того или иного стеноза коронарной артерии, что особенно трудно бывает сделать в случае пограничных поражений со степень стенозирования коронарной артерии по данным ангиографии в 40–70 %. Важно отметить, что результаты выполненного чрескожного коронарного вмешательства (ЧКВ) по-прежнему в значительной степени оцениваются только на основании контрольных ангиографических данных. Это стало возможным благодаря тому, что наибольшая разница между ангиографией и фракционным резервом кровотока (ФРК) имеется в диапазоне промежуточных значений, и в целом имеется гораздо меньше вариаций между ангиографией и ФРК при выраженных и незначительных стенозах. Однако результаты исследований, в которых оценивался ФРК после ЧКВ, продемонстрировали широкий разброс значений ФРК после удовлетворительных результатов стентирования, по данным ангиографии. Это дополнительно подтверждает тезис, что лишь одна ангиография ограничена в определении ишемических границ после ЧКВ, а уровень значений ФРК после ЧКВ имеет прямую связь с результатами в отдаленном периоде. Проведение чрескожных коронарных вмешательств под контролем ФРК позволяет оператору улучшить результаты эндоваскулярного лечения коронарных поражений у пациентов с ишемической болезнью сердца. Использование ФРК в катетерной лаборатории способствует повышению клинико-экономической эффективности процедур, что достигается за счет того, что определение ФРК перед ЧКВ позволяет значительно снизить количество имплантируемых во время ЧКВ стентов, а также отказаться от лишних этапов ЧКВ при лечении пациентов с поражениями ствола ЛКА. Кроме того, ФРК позволяет своевременно оптимизировать результаты субоптимальных ЧКВ, а также снизить частоту выраженных сердечных осложнений и события в отдаленном периоде.
Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) являются основной причиной смерти во всем мире и в России. Поэтому остро стоит вопрос о безопасной и рациональной медикаментозной терапии. Но, как и большинство лекарственных средств (ЛС), препараты для лечения ССЗ имеют ряд нежелательных реакций, в частности развитие острого панкреатита. Эта НР может быть как дозозависимой, так и зависеть от длительности приема данных групп препаратов. Цель данного обзора – анализ литературных данных о лекарственных средствах, предназначенных для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, которые могут приводить к развитию лекарственно-индуцированного панкреатита (ЛИП), о механизмах развития данной патологии на фоне приема конкретных ЛС, диагностике, лечении и профилактике. С развитием ЛИП ассоциирован прием диуретиков, как петлевых (фуросемида, этакриновой кислоты, буметамида), так и тиазидных или тиазидоподобных (хлоротиазида, гидрохлоротиазида и хлорталидона), антигипертензивных препаратов центрального действия (метилдопа), ингибиторов ангиотензинпревращающего фермента и блокаторов рецепторов к ангиотензину II, статинов, антиаритмических препаратов (амиодарона, прокаинамида). Литературные данные о развитии ЛИП представлены в большинстве публикаций описанием отдельных клинических случаев/серии случаев, однако в случае ЛИП, ассоциированного с приемом ИАПФ и статинов, имеются также данные когортных ретроспективных наблюдательных, проспективных наблюдательных по типу «случай – контроль», рандомизированных контролируемых исследований, метаанализов. При своевременной диагностике и отмене ЛС, ставших причиной развития острого панкреатита (ОП), симптомы заболевания регрессируют вплоть до полного исчезновения и развития серьезных последствий.
В обзоре приводятся современные данные о распространенности хронического гломерулонефрита в различных регионах мира на основе прижизненных исследований гистологии почечных биоптатов. Отражены литературные сведения о значимости гломерулопатий в развитии хронической болезни почек и факторах риска ее прогрессирования до терминальных стадий. Анализируются данные о наиболее распространенных типах гломерулонефрита – IgA-нефропатии, волчаночного нефрита о соотношении первичных и вторичных форм гломерулонефрита, их значимости в развитии артериальной гипертензии и сердечно-сосудистых осложнениях этой патологии.
Цель работы – исследование клинических и психологических проявлений дезадаптации молодых женщин-студентов с идиопатической артериальной гипотензией (ИАГ). Обследованы две группы в возрасте 18–35 лет: 200 женщин с ИАГ с уровнем САД 61–98 и ДАД 59 мм рт. ст. и менее и 130 женщин с нормальным артериальным давлением. Сравнивали группы по частоте жалоб на проблемы здоровья и результаты оценки умственной работоспособности, утомляемости с помощью пробы E. Kraepelin. Исследования были выполнены в рамках профилактического медицинского врачебного осмотра. Сравнительный анализ жалоб показал, что женщины с ИАГ ограничивают физическую активность по причине ухудшения субъективного самочувствия – появления одышки, боли и дискомфорта в грудной клетке и в ногах, головокружения, плохой переносимости холода – зябкости рук и ног, эпизодов непроизвольного недержания мочи. При ИАГ чаще регистрировали жалобы на апатию, слабость и утомляемость, трудности с концентрацией внимания. Женщины с ИАГ при психоэмоциональной нагрузке совершили больше ошибок, а доля ошибающихся женщин при выполнении пробы была в два раза больше, чем у женщин с нормальным давлением. Таким образом, можно заключить, что ИАГ у молодых женщин характеризуется более частыми, чем у женщин с нормальным АД, жалобами на проблемы здоровья, что сочетается со снижением повседневной физической активности и когнитивными нарушениями. ИАГ у женщин-студентов можно расценивать как фактор риска психоэмоциональной и социальной дезадаптации, которая негативно влияет на эффективность обучаемости в системе высшего образования.
Цель исследования. По оценке гемодинамики печени определить критерии вероятности летального исхода у пациентов с тяжелой сочетанной травмой и установить решающий временной диапазон, при котором эти показатели имеют прогностический характер.
Материал и методы. Проведен анализ ультразвуковых (УЗ) показателей у 57 пациентов с тяжелой сочетанной травмой с целью выявления у них критериев вероятности летального исхода и определения временного диапазона, при котором эти показатели имеют прогностический характер. Все пациенты распределены на две группы: первая группа – 40 выживших пациентов; вторая – 17 умерших. Для сравнения взяты по три значения для каждого УЗ-показателя в 1-е, 3-и, 5-е, 7-е сутки с момента поступления в стационар. Сравнение первой и второй групп пациентов по этим показателям выявило признаки, характеризующие нарушение гемодинамики печени. Для изучения взаимосвязей использовали критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ и метод пошаговой логистической регрессии. Различия считали статистически значимыми при уровне значимости p < 0,05. Корреляция считалась сильной при коэффициенте R > 0,5. Наилучшая достоверная модель регрессии выбиралась по наибольшему значению критерия Акаике.
Результаты. В первые трое суток после травмы у пациентов первой и второй групп наиболее значимыми оказались такие УЗ-признаки, как уменьшение диаметра собственной печеночной артерии (СПА), снижение линейной скорости кровотока (ЛСК) по СПА до 27–38 см/с, уменьшение объемного кровотока по СПА, повышение индекса резистентности (ИР) по СПА более 0,7, свидетельствуют в комплексе о дисфункции печени у пациентов в состоянии травматического шока. С 5-х суток во второй группе пациентов повышение ЛСК по СПА (100–135 см/с), увеличение 0,70–0,84, уменьшение объемного кровотока менее 270 мл/мин свидетельствуют о нарушениях гемодинамики печени при формировании органной дисфункции. На 5–7-е сутки вследствие отека паренхимы печени на фоне увеличения размеров печени и селезенки и формирования портальной гипертензии происходит артериализация кровообращения, что характеризуется значительным увеличением ЛСК по СПА, уменьшением ЛСК и объемного кровотока по воротной вене. Третьи–пятые сутки после травмы можно считать переломным моментом – корреляция большей части показателей с фактом летального исхода и достоверные различия критерия у 9 из 11 показателей свидетельствуют о значительных отличиях всех показателей у пациентов первой и второй групп. В те же сроки не только допплерографические показатели печеночного кровотока, но и линейные показатели размеров печени, селезенки, признаки портальной гипертензии характеризуют тяжесть состояния пациентов.
Выводы. 1). Проведение УЗИ печени с применением допплерографии позволяет в первые 3 суток с момента травмы сделать вывод о наличии дисфункции печени на фоне травматического шока. 2). Статистический анализ допплерографических показателей гемодинамики печени позволяет выделить пациентов с неблагоприятным прогнозом, тяжелой дисфункцией печени в первые 3–5 суток с момента травмы, а также при развивающейся полиорганной недостаточности. 3). Полученные результаты УЗИ, свидетельствующие о дисфункции печени в раннем посттравматическом периоде, подтверждаются данными аутопсии.
У пациентов с вирусными заболеваниями, включая COVID - 19, недостаточность питания приводит к снижению эффективности специфического лечения, выживаемости и увеличению расходов на лечение. В соответствии с международными рекомендациями своевременная коррекция нутритивного статуса с помощью дополнения энтерального и парентерального питания включением омега-3 полиненасыщенных жирных кислот рыбьего жира (омега-3 ПНЖК – ЕРА и DHA) улучшает клинические результаты специфического противовирусного лечения. Выполнен аналитический обзор результатов исследований клинического применения омега-3 ПНЖК с целью профилактики и лечения COVID-19 и других вирусных инфекций. Включение омега-3 ПНЖК в состав клинического (энтерального и парентерального) питания способствует снижению выраженности симптомов заболевания, продолжительности пребывания в клинике и ускорению восстановления пациентов, зараженных вирусом SARS-CoV-2 и другими вирусами, а в сочетании с адекватным обеспечением макронутриентами позволяет устранить нутритивную недостаточность и улучшить клинические результаты.
Введение. В лечении пациентов с тяжелым течением COVID-19, поступающих в отделения интенсивной терапии с симптомами респираторного дистресс-синдрома, в настоящее время руководствуются рекомендациями по лечению сепсиса и септического шока, а также рекомендациями ревматологов по терапии моноклональными антителами. Однако они не могут быть экстраполированы на пациентов с острым респираторным дистресс-синдромом (ОРДС) на фоне SARS-COV-2, так как есть разница в патогенезе повреждения легких при вирус-ассоциированных пневмониях и сепсисе. Терапия моноклональными антителами может способствовать усилению выраженности цитокинового каскада и прогрессированию легочного повреждения. Цитокиновый шторм существенно осложняет течение болезни. В настоящее время в литературе описано две группы методик контроля и терапии цитокинового шторма: фармакологический подход и экстракорпоральные технологии.
Материалы и методы. Выполнен ретроспективный анализ применения сорбции цитокинов в терапии пяти пациентов с ОРДС на фоне тяжелого течения COVID-19. Критерием начала селективной сорбции цитокинов являлось наличие дыхательной недостаточности и уровень интерлейкина-6 более 500 пг/мл. Сорбцию начинали в течение 24 часов с момента перевода в ОРИТ и продолжали в течение 48–120 часов в режиме гемоперфузии на аппарате Multifiltrate (Fresenius Medical Care). Длительность одной сессии сорбции CytoSorb (Cytosorbents) составляла 24 часа.
Результаты. После окончания гемосорбции у всех наблюдаемых пациентов зарегистрированы рост соотношения SpO2/FiO2, снижение концентрации ИЛ-6. Наблюдались рост числа лимфоцитов и значительное повышение количества IgM и IgG SARS-CoV-2.
Заключение. По нашим данным, раннее применение гемосорбции позволяет стабилизировать газообмен и остановить дальнейшее прогрессирование ОРДС. Гемосорбция способствует снижению концентраций провоспалительных цитокинов, предотвращает вторичное легочное повреждение. Согласно результатам наших наблюдений, применение гемосорбции способствует формированию специфического иммунного ответа на коронавирусную инфекцию. Для более детального изучения описанных нами результатов требуется проведение дальнейших исследований.
Цель исследования. Анализ данных литературы с целью изучения патофизиологических механизмов развития перипартальной кардиомиопатии.
Методы и материалы исследования. Был проведен обзор современной российской и зарубежной, преимущественно англоязычной, литературы, посвященной патогенетическим механизмам развития IPAH. Учитывались публикации не старше 6 лет, опубликованные в специализированных медицинских журналах и руководствах.
Результаты. Согласно данным современных исследований, посвященных особенностям развития перипартальной кардиомиопатии, большое внимание уделено факторам риска заболевания, в частности возрастному акушерскому анамнезу, беременностью двойней и более, артериальной гипертензии. Кроме этого, доказано значение генетической предрасположенности, воспалительного синдрома и изучается васкуло-гормональная теория. Обсуждаются сложные вопросы этиопатогенеза заболевания, включая миокардит, роль системы «пролактин – катепсин – пролактин 16 кDa», нарушение питания.
Заключение. Патофизиологический механизм развития перипартальной кардиомиопатии представляется как сложное сочетание воспалительных изменений в миокарде с участием кардиотоксического субфрагмента – пролактина 16 kDa, вызывающего поражение и дисфункцию эндотелия при гемодинамическом стрессе на фоне возможных генетических изменений, что приводит к повреждению кардиомиоцитов и снижению сократительной способности миокарда. В изучении факторов риска развития этой кардиомиопатии следует отметить, что все они так или иначе связаны с возрастом матери и количеством беременностей, а также оказывают негативное влияние на эндотелий и циркуляторное русло в целом. Вполне вероятно, что более старший возраст или длительный акушерский анамнез обусловливают снижение компенсаторных механизмов сердечно-сосудистой системы женщины, предрасполагая к развитию ПКМП.
ISSN 2949-2807 (Online)