ДИАГНОСТИКА И ОНКОТЕРАПИЯ
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
КЛИНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования. Оценить эффективность комплексной терапии с применением сочетанного узкополосного средневолнового и широкополосного длинноволнового излучений и регуляторного полипептида селанк в коррекции цитокинового профиля крови и уровня иммуноглобулина Е (IgE) у больных атопическим дерматитом (АтД).
Материал и методы. В группе из 124 пациентов со среднетяжелой формой АтД (61 мужчина, 63 женщины; средний возраст: 23,7 ± 6,06 года) проводился сравнительный анализ влияния терапии на уровни в крови интерлейкинов (ИЛ) -1β,-4,-10,-13, иммуноглобулина Е (IgE). Сравнивали результаты базового медикаментозного лечения (БТ), дополнительного назначения регуляторного пептида селанк (С), сочетанной фототерапии (СФТ) диапазонов 311 нм и 320–400 нм, а также комплексной терапии с их комбинированным применением (С + СФТ + БТ).
Результаты. Иммунный статус больных АтД характеризуется высокими уровнями ИЛ‑1β,-4,-10,-13 и IgE крови по сравнению со здоровыми лицами. Базовая медикаментозная терапия оказала наименьшее влияние на цитокиновый профиль и уровень IgE крови у пациентов. Применение селанка повышает противовоспалительный эффект базовой терапии. Еще более значительно усиливается регулирующий эффект в отношении цитокиновой активности и уровня IgE крови с применением сочетанной фототерапии. Наиболее выраженный иммунокорригирующий эффект продемонстрировала комплексная терапия с комбинированным применением сочетанной методики УФ-облучения и селанка.
Выводы. Комбинированное применение сочетанного узкополосного средневолнового (311 нм) и широкополосного длинноволнового (320–400 нм) излучений и регуляторного полипептидного препарата селанк вызывает наиболее выраженное положительное влияние на цитокиновый профиль крови и уровень IgE у больных АтД, что свидетельствует о большей противовоспалительной активности данного метода лечения по сравнению с группами монотерапии (р < 0,001) и базовой терапии (р < 0,001).
Актуальность. Безмолочная диета является основой успешного лечения аллергии к белкам коровьего молока (АБКМ). Продолжительность ее индивидуальна, и не у всех детей формируется толерантность.
Целью настоящего исследования было изучение состояния здоровья и показателей физического развития детей с аллергией на белки коровьего молока (БКМ) в зависимости от формирования толерантности к этому белку к возрасту 5 лет. Материалы и методы. В исследование было включено 153 ребенка от 1 до 18 месяцев с диагностированной АБКМ, IgE-опосредованная форма АБКМ имела место у 117 (76,5%) детей. Оценку формирования толерантности осуществляли на основании открытой провокационной пробы через 6–12 месяцев безмолочной диеты и в возрасте 5 лет. Также оценивали наличие аллергических заболеваний, показатели физического развития (Anthro Plus) и уровни специфических IgE (Immuno CAP 250) и IgG4 (ИФА) к пищевым белкам.
Результаты. Толерантность к белку БКМ была сформирована у 50,3% детей после 6–12 месяцев безмолочной диеты. К 5 годам полная переносимость молочных продуктов отмечалась у 63,3% детей, частично сформированная толерантность была у 22,9% детей. 13,8% пациентов по-прежнему имели клинические реакции на БКМ при обследовании. У детей, частично сформировавших и не сформировавших толерантность к БКМ, преобладала IgE-опосредованная форма. Для них было более характерно формирование атопического марша и снижение показателей физического развития.
Заключение. Учет предикторов формирования толерантности может позволить персонализировать ведение детей с АБКМ. Для изучения причин снижения показателей физического развития детей на фоне персистирования АБКМ необходимы дальнейшие исследования.
Цель. Оценить влияние низких доз системного изотретиноина в монотерапии и комбинации накачественный и количественный состав микробиоты у пациентов сакне с акне папуло-пустулезной формы средней степени тяжести.
Материал и методы. Под наблюдением в амбулаторных условиях находилось 78 пациентов. Первая группа состояла из 38 пациентов. Данная группа подразделялась надве возрастных подгруппы: А (12–24 года; n = 18) и В (25–45 лет; n = 20). Все пациенты первой группы получали монотерапию в виде системного приема изотретиноина в дозе 0,5–0,7 мг на кг массы тела в сутки ежедневно в течение 6 месяцев. Вторая группа состояла из 40 пациентов, которые также были разделены на две возрастных подгруппы: А (12–24 года; n = 21) и В (25–45 лет; n = 19). Данная группа получала комбинированную терапию изотретиноином в дозе 0,1–0,3 мг на 1 кг массы тела в сутки ежедневно в течение 6 месяцев в сочетании с фотолечением широкополосным некогерентным светом (длина волны 440–950 нм) раз в две недели курсом 4–6 процедур. Для изучения особенностей качественного и количественного состава микробиоты кожи больных акне у всех пациентов до и после терапии были проведены соскоб и мазок кожи стерильной ватной палочкой с последующим анализом по методу хромато-масс-спектрометрии микробных маркеров.
Результаты. На фоне монотерапии у пациентов разных возрастных групп присутствовала положительная динамика в отношении большинства показателей микробиоты, выраженность ее в подгруппе А (12–24 года) была статистически более значима (р < 0,05). Однако полной нормализации состава микробиоты кожа лица в обеих подгруппах не произошло. После комбинированной терапии отмечались выраженная положительная динамика и нормализация большинства показателей микробиоты кожи лица независимо от возраста. Но количество некоторых таргетных микроорганизмов оказалось несколько выше нормы и после терапии.
Вывод. Использование монотерапии низкими дозами изотретиноина, а также комбинация его с широкополосным некогерентным светом не позволяют полностью нормализовать состав микробиоты у пациентов, страдающих акне папуло-пустулезной формы средней степени тяжести, что требует дальнейшего изучения и анализа.
В ПОМОЩЬ ПРАКТИЧЕСКОМУ ВРАЧУ
Материал и методы. Под наблюдением в амбулаторных условиях находилось 73 пациента с различными подтипами розацеа. Для изучения эффективности комбинированного метода лечения все пациенты, в зависимости от применяемой терапии, методом простой рандомизации были разделены на две группы, внутри групп – на три подгруппы в зависимости от подтипа розацеа. Пациенты группы 1 получали монотерапию изотретиноином в дозе 8 мг в сутки в режиме ежедневного приема в течение 3 месяцев, затем в режиме через день –еще 3 месяца. Пациенты группы 2 получали комбинированную терапию изотретиноином в сочетании с фотолечением широкополосным некогерентным светом (длина волны 440–950 нм) раз в 2 недели курсом 4–6 процедур. Пациенты всех групп использовали специализированную дерматологическую косметику на протяжении всего периода исследования.
Результаты исследования. Разработанный комбинированный метод, вне зависимости от подтипа розацеа, обладает более высокой эффективностью по сравнению с монотерапией изотретиноином: при ЭТПР суммарный индекс ДИШС снизился на 91,2%; при ПППР – на 89,6%; при сочетании подтипов – на 93,8% против 41,6, 53,4 и 54,0% в группе 1 соответственно.
Вывод. Разработанный комбинированный метод способствует более выраженному повышению качества жизни по сравнению с монотерапией: индекс ДИКЖ в группе 2 при ЭТПР снизился на 70,5%, при ПППР – на 88,5%, при сочетании подтипов – на 95%, в то время как в группе 1 – на 36,3, 72,4 и 73,8% соответственно.
Цель исследования. Оценить эффективность системного применения интерферона альфа‑2b в комплексной терапии склероатрофического лихена (СЛ) полового члена.
Материал и методы. В исследовании участвовали 26 пациентов мужского пола с верифицированным диагнозом «склероатрофический лихен полового члена». Основная группа – 19 человек, группа сравнения – 7 мужчин. Давность заболевания составила от 9 до 12 месяцев. Для оценки площади поражения, а также оценки их динамического изменения были разработаны индекс площади поражения склероатрофического лихена (LS-S у мужчин) и индекс оценки активноcти кожных проявлений склероатрофического лихена (LS-A). Лечение в основной группе: назначался топический кортикостероид мометазон в форме крема с частотой аппликаций два раза в сутки в течение 21 дня, а также свечи с интерфероном альфа‑2b в дозе 3 млн ед. по одному суппозиторию два раза в сутки ежедневно в течение 10 суток, далее три раза в неделю в течение 2 месяцев с последующим наружным применением 1–2 раза в сутки в течение 2 месяцев мази с содержанием интерферона альфа‑2b. У пациентов с баланопоститом применялся крем в комбинации с мометазоном, эконазолом, гентамицином и декспантенолом. Пациенты из группы сравнения получали только крем с мометазоном в течение 21 дня, а при рецидиве симптомов – топические ингибиторы кальциневрина. Пациенты обеих групп получали витамин Е по 200 мг в сутки в течение 2 месяцев. Конечной точкой наблюдения для пациентов обеих групп был срок 3 месяца после окончания терапии.
Результаты. На фоне лечения улучшение было достигнуто у всех пациентов основной группы в течение 21 дня. Последующие отмена топического кортикостероида и продолжение терапии свечами и мазью интерферона альфа‑2b позволили сохранить положительную динамику кожного процесса в процессе всего периода наблюдения. В контрольной группе также был достигнут положительный эффект от терапии топическими кортикостероидами (крем с мометазоном), однако после его отмены в срок от 4 до 6 недель симптомы рецидивировали, что потребовало продолжения терапии топическими ингибиторами кальциневрина – такролимус (мазь) 0,1% 1–2 раза в сутки 4 недели. Использование индексов СЛ показало эффективность терапии в обеих группах, быстрее регрессировали показатели индекса активности кожных проявлений, чем показатели индекса, оценивающие площадь поражения.
Выводы. 1. Применение в комплексном лечении наряду с топическими ГКС системной терапии интерфероном альфа‑2b позволяет уменьшить выраженность клинических проявлений ГСАЛ, не прибегая к длительному применению топических ГКС. 2. Применение интерферона альфа‑2b в комплексном лечении склероатрофического лихена генитальной области продемонстрировало эффективность на небольшой группе пациентов. 3. Применение индексов площади поражения и индекса активности склероатрофического лихена у мужчин позволяет объективизировать оценку эффективности проводимого лечения. 4. Индексы оценки склероатрофического лихена позволяют разработать индивидуальный план реабилитационных мероприятий с учетом хронического течения заболевания. 5. Целесообразно продолжить исследования по изучению патогенетических механизмов влияния интерферона альфа‑2b при генитальных формах склероатрофического лихена.
КОСМЕТОЛОГИЯ
КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ
ЛЕКЦИЯ
Микроциркуляторные и вегетососудистые механизмы имеют важное патогенетическое значение в развитии аллергического воспаления.
Цель нашего исследования состояла в оценке капилляроскопии и вариабельности сердечного ритма у детей с аллергическим ринитом (АР) в зависимости от наличия коморбидной патологии. Все дети были распределены на три группы: основную – 29 детей с АР в сочетании с герпетической инфекцией и (или) наличием патогенной микрофлоры в мазках из носоглотки в количестве более 106 , группу сравнения – 23 ребенка с АР, контрольную – 26 здоровых детей. Увсех детей с АР имелись выраженные изменения в микроциркуляторном русле, которые варьировали, в зависимости от наличия сопутствующей патологии, наряду с реактивными изменениями вегетативных регуляторных систем в сторону увеличения доминирования центральных механизмов регуляции и преобладания парасимпатического тонуса. У детей с АР с сопутствующей патологией не отмечено выраженного парасимпатического влияния в отличие от детей с АР и детей без сопутствующей патологии, что следует учитывать при составлении плана персонифицированного лечения и реабилитации.
ISSN 2949-2807 (Online)