Preview

Медицинский алфавит

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Профилактика и терапия акнеподобной сыпи у онкологических пациентов, получающих терапию ингибиторами рецептора EGFR

https://doi.org/10.33667/2078-5631-2020-24-42-46

Полный текст:

Аннотация

Лекарственная терапия рака стремительно развивается. Успехи, которые были достигнуты в лечении ряда злокачественных опухолей, связаны прежде всего с появлением таргетных противоопухолевых препаратов, в частности ингибиторов рецептора эпидермального фактора роста EGRR. Наиболее часто среди кожной токсичности ингибиторов EGFR встречается акнеподобная сыпь (у 60–80 % пациентов). Данное нежелательное явление развивается в ранние сроки – первые 2 недели терапии ингибитором EGRF. Диагностика акнеподобной сыпи порой вызывает затруднения, так как по-разному интерпретируется онкологами и дерматологами. Часто акнеподобная сыпь сопровождается субъективными симптомами в виде болезненности и зуда. Кожная токсичность негативно влияет на качество жизни пациентов, включая их физическое, психологическое самочувствие, эмоциональную и социальную адаптацию, может приводить к редукции дозы или отмене терапии ингибиторами EGFR. На сегодняшний день существуют данные о взаимосвязи между степенью выраженностью кожной токсичности и эффективностью терапии ингибиторами EGFR, что отмечено в ряде исследований. Таким образом, профилактика и своевременная терапия дерматологических нежелательных явлений являются актуальной проблемой, так как в итоге влияют на прогноз противоопухолевого лечения. В настоящей статье рассмотрены современные рекомендации по профилактике и лечению акнеподобной сыпи, возникающей на фоне лечения ингибиторами EGFR. Авторы описывают собственный клинический случай ведения пациента с акнеподобной сыпью на фоне лечения панитумумабом – моноклональными антителами к EGFR.

Об авторах

Л. С. Круглова
ФГБУ ДПО «Центральная государственная медицинская академия» Управления делами Президента РФ
Россия

Кафедра дерматовенерологии и косметологии, д.м.н., проф., зав. кафедрой,

Москва 



И. А. Королева
ЧУ ООВО «Медицинский университет „РЕАВИЗ“»
Россия

Кафедра клинической медицины последипломного образования, д.м.н., проф. кафедры,

г. Самара



Е. А. Шатохина
ФГБУ ДПО «Центральная государственная медицинская академия» Управления делами Президента РФ
Россия

Кафедра дерматовенерологии и косметологии, к.м.н., доцент кафедры,

Москва 



Список литературы

1. Lacouture ME Anadkat MJ Bensadoun RJ et al. Clinical practice guidelines for the prevention and treatment of EGFR inhibitor-associated dermatologic toxicities. Support. Care Cancer. 2011. 19 (8), 1079–1095.

2. Burtness B, Anadkat M, Basti S et al. NCCN Task Force report: management of dermatologic and other toxicities associated with EGFR inhibition in patients with cancer. J. Natl Compr. Cancer Netw. 2009. 7 (Suppl. 1), S5–S21; quiz S22–S24.

3. Королева И. А., Болотина Л. В., Гладков О. А., Горбунова В. А., Круглова Л. С., Манзюк Л. В. и соавт. Практические рекомендации по лекарственному лечению дерматологических реакций у пациентов, получающих противоопухолевую лекарственную терапию. Злокачественные опухоли: Практические рекомендации RUSSCO, 2018 (том 8). С. 564–574.

4. Hofheinz RD, et al. Chemoradiotherapy with capecitabine versus fluorouracil for locally advanced rectal cancer: a randomised, multicentre, non-inferiority, phase 3 trial. Crit Rev Oncol Hematol. 2017; 114: 102–13.

5. Perez-Soler R, Saltz L. Cutaneous adverse effects with HER1/EGFR-targeted agents: is there a silver lining? J Clin Oncol. 2005. 23 (22): 5235–5246.

6. Perez-Soler R, Delord JP, Halpern A et al. HER1/ EGFR inhibitor-associated rash: future directions for management and investigation outcomes from the HER1/EGFR inhibitor rash management forum. The Oncologist. 2005. 10 (5): 345–356.

7. Boone SL, Rademaker A, Liu D et al. Impact and management of skin toxicity associated with anti-epidermal growth factor receptor therapy: survey results. Oncology. 2007. 72 (3–4): 152–159.

8. Segaert S, Chiritescu G, Lemmens L et al. Skin toxicities of targeted therapies. 2009. Eur J Cancer 45 (Suppl 1): 295–308.

9. Pérez-Soler R, Chachoua A, Hammond LA, et al. Determinants of tumor response and survival with erlotinib in patients with non-small-cell lung cancer. Clin Oncol. 2005; 23: 5235–46.

10. Balagula Y, et al. Int J Dermatol 2011; 50: 129–46. Wagner LI, Lacouture ME. Oncology (Williston Park) 2007; 21 (Suppl 5): 34–6.

11. Van Cutsem E, Peeters M, Siena S, et al. Open-label phase III trial of panitumumab plus best supportive care compared with best supportive care alone in patients with chemotherapy-refractory metastatic colorectal cancer. J Clin Oncol. 2007; 25 (13): 1658–1664.

12. Kobayashi Y., Komatsu Y., Yuki S. et al. Randomized controlled trial on the skin toxicity of panitumumab in Japanese patients with metastatic colorectal cancer: HGCSG1001 study; J-STEPP. Future Oncol 2015; 11: 617–27.

13. Mitchell EP, et al. STEPP trial: best overall response and PFS in WT KRAS exon 2 subgroup. J Clin Oncol 2009; 27 (Suppl 18): abstract CRA4027 (and poster).

14. Шатохина Е.А., Круглова Л.С. Акнеподобная сыпь – кожная токсическая реакция на применение ингибиторов EGFR // Опухоли головы и шеи. 2018. Т. 8, № 4. С. 48–55.

15. Шатохина Е.А., Круглова Л.С., Полонская А.С., Носикова П. Г. Акнеподобная сыпь – дерматологическое нежелательное явление терапии моноклональными антителами к EGFR // Фарматека. 2020. Т. 27. № 8. С. 56–60.


Для цитирования:


Круглова Л.С., Королева И.А., Шатохина Е.А. Профилактика и терапия акнеподобной сыпи у онкологических пациентов, получающих терапию ингибиторами рецептора EGFR. Медицинский алфавит. 2020;(24):42-46. https://doi.org/10.33667/2078-5631-2020-24-42-46

For citation:


Kruglova L.S., Korolyova I.A., Shatokhina E.A. Prevention and therapy of acne-like rash in cancer patients receiving therapy with EGFR receptor inhibitors. Medical alphabet. 2020;(24):42-46. (In Russ.) https://doi.org/10.33667/2078-5631-2020-24-42-46

Просмотров: 101


ISSN 2078-5631 (Print)