Цель: оценить результативность первичных чрескожных коронарных вмешательств (ЧКВ) у больных с острым коронарным синдромом с подъемом сегмента ST (ОКС с ↑ST) с учетом жизнеугрожающих признаков, возникших до и в ходе ранних и отсроченных процедур, особенностей морфогенеза инфаркта миокарда (ИМ) после восстановления эпикардиального кровотока.
Материалы и методы. Обследовано 337 больных с ОКС с ↑ST, госпитализированных в региональный сосудистый центр (РСЦ) с 01.03.2023 по 31.08.2023. Возраст: 26–99 лет. I группу составили 192 больных с ЧКВ в первые 6 ч, II – 47 в сроки 6–12 ч и III – 82 через 12–72 ч. Учитывали снижение артериального давления (АД) <90 мм рт. ст., урежение частоты сердечных сокращений (ЧСС) <50 уд/мин и фибрилляцию желудочков (ФЖ), возникшие на догоспитальном этапе и в ходе ЧКВ; исходный риск смерти (РС) по TIMI. У 39 умерших с ЧКВ оценивали особенности морфогенеза ИМ после восстановления инфаркт-связанной артерии (ИСА).
Результаты. При сравнительном анализе результатов ЧКВ у 79 % умерших ЭКГ-признаки реперфузии отсутствовали, кровоток в ИСА расценен как TIMI 0 или TIMI III у 26 и 74 %; в 71 % наблюдений целевой артерией явилась передняя нисходящая артерия (ПНА) с острой окклюзией в проксимальной трети при трехсосудистом поражении, чаще присутствующем в старших возрастных группах. Во всех случаях снижение АД <90 мм рт. ст., урежение ЧСС <50 уд/мин и ФЖ либо предшествовали ЧКВ, либо возникали в ходе процедур; острая сердечная недостаточность (ОСН) II, III и IV по Killip составила 33, 26 и 41 %. У больных с благоприятным исходом ЭКГ-признаки реперфузии достигнуты в 72,5 %, кровоток расценен как TIMI III во всех случаях, ИСА представлена ПНА в 48 % чаще в виде изолированного поражения среди лиц до 65 лет; жизнеугрожающие признаки имели место в единичных случаях; ОСН I, II, III и IV по Killip составили 47, 48, 4 и 1 %.
Заключение. Из приведенных данных следует, что у доставленных с кардиогенным шоком, длительной сердечно-легочной реанимации (СЛР) применение первичных ЧКВ не позволяет предотвратить смертельного исхода. Обширная площадь ИМ при проксимальной окклюзии ПНА и трехсосудистом поражении сопровождается ОСН разной степени выраженности. Вмешательства при таком поражении в старших возрастных группах требуют практических навыков, обеспечивающих достижение успеха. Нарушения микроциркуляции в виде множественных спазмов и тромбозов, выявляемых при морфологическом исследовании, ассоциируются с жизнеугрожающими признаками, возникающими как при кардиогенном шоке, так и в ходе процедур, сопровождающихся прогрессированием ОСН, перерастающей в полиорганную при сочетанной патологии. Различия в развитии ОСН, лежащие в основе особенностей танатогенеза, позволяют судить о результативности механической реперфузии, возможности предотвращения смертельного исхода.
Введение. Ишемический инсульт остается одной из ведущих причин смертности и стойкой утраты трудоспособности во всем мире. Каротидная эндартерэктомия (КЭ) играет решающую роль в профилактике повторных ишемических событий у пациентов с ишемическим инсультом атеротромботического генеза, при этом наибольшее снижение риска повторных событий наблюдается при выполнении КЭ в течение 14 дней от возникновения инсульта. Основной задачей отбора пациентов для хирургического лечения в остром периоде инсульта является разработка простого и доступного алгоритма обследования, который бы позволил принять решение о целесообразности и сроках КЭ. Целью данного исследования являлась разработка укороченного скринингового протокола дуплексного сканирования сонных артерий и оценка согласованности результатов короткого протокола с результатами расширенного ультразвукового исследования и компьютерной томографической (КТ) ангиографии у пациентов с острым ишемическим инсультом.
Материалы и методы. В проспективное исследование включены 76 пациентов, которые были госпитализированы в 2023–2024 гг. в ГБУЗ ММНКЦ им. С. П. Боткина с острым ишемическим инсультом и которым была выполнена КЭ в течение 14 сут от появления неврологической симптоматики. Всем пациентам при поступлении в течение 30 мин выполнялось дуплексное сканирование брахиоцефальных артерий по укороченному скрининговому протоколу, который включал определение процента стеноза по критериям ECST (European Carotid Surgery Trial). При выявлении стеноза сонных артерий более 50 % выполнялся расширенный протокол исследования. В рамках предоперационного обследования пациентам также была выполнена КТ-ангиография сонных артерий.
Результаты. При скрининговом исследовании у 29 (38 %) пациентов был выявлен стеноз внутренней сонной артерии (ВСА) 50–69 %, у 41 (54 %) – стеноз 70–99 %, у 5 (7 %) – окклюзия ВСА. При дуплексном сканировании артерий на контрлатеральной стороне у 24 (32 %) пациентов был выявлен стеноз ВСА 50–69 %, у 20 (26 %) пациентов – стеноз 70–99 %. Была выявлена высокая степень согласованности результатов скринингового и расширенного протоколов исследования: коэффициент согласия каппа (κ) составил 0,73 (95 % ДИ 0,59–0,87). Согласованность результатов ультразвукового исследования с данными КТ-ангиографии также была высокой: κ=0,61 (95 % ДИ 0,46–0,76) для расширенного протокола и κ=0,58 (95 % ДИ 0,43–0,72) для скринингового исследования. Среднее время выполнения исследования, с момента вызова врача к пациенту до момента окончания написания протокола, составило 15 (±3,2) мин для скринингового протокола и 40 (±6,8) мин для стандартного исследования.
Заключение. Скрининговый и расширенный протоколы дуплексного сканирования демонстрируют высокую степень согласованности в оценке степени стеноза ВСА. Использование скринингового протокола позволяет существенно сократить время исследования без потери диагностической точности. Внедрение скринингового протокола в работу скоропомощного стационара способствовало раннему выявлению пациентов, имеющих показания к хирургическому вмешательству, и позволило ускорить процесс отбора пациентов для КЭ в острый период инсульта.
Введение. При проведении малоинвазивных операций коронарного шунтирования (КШ) обеспечение оксигенирующей функции легких является трудной задачей.
Цель: изучить возможность применения высокочастотной струйной вентиляции (ВЧВ) независимого легкого при проведении малоинвазивных операций КШ.
Материалы и методы. В исследование вошло 69 пациентов. У 32 проводили однолегочную вентиляцию легких (ОВЛ), а у 37 – дифференцированную ОВЛ с ВЧВ независимого легкого. Проанализированы газовый состав артериальной крови, параметры искусственной вентиляции легких (ИВЛ) и метаболические маркеры. Оценили характер и частоту послеоперационных осложнений.
Результаты. В группе ОВЛ+ВЧВ по сравнению с группой ОВЛ уровень напряжения кислорода в артериальной крови (PaO2) и соотношение РаО2/FiO2 было выше на всех этапах проведения ОВЛ. Количество пациентов с РаО2/FiO2≤200 в группе ОВЛ по сравнению с группой ОВЛ+ВЧВ было больше на этих же этапах. Не обнаружено разницы между группами в количестве послеоперационных осложнений, длительности ИВЛ и пребывания в отделении реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ).
Заключение. Применение дифференцированной ОВЛ с ВЧВ независимого легкого при малоинвазивных операциях КШ позволяет обеспечить лучшую оксигенирующую функцию легких, предупредить развитие гипоксемии и не приводит к увеличению количества послеоперационных осложнений.
Тяжелая острая гипоксемическая дыхательная недостаточность остается одной из актуальных и прикладных проблем современной медицины и реаниматологии, так как является ведущей причиной развития критических состояний и высокой летальности. Согласно современным представлениям, особую роль в развитии и усугублении дыхательной недостаточности играет самоповреждение легких пациентом, которое может развиваться при патологической одышке и в условиях любого метода респираторной поддержки. Ряд исследований последних лет продемонстрировал существенную клиническую эффективность неинвазивной респираторной поддержки по сравнению с традиционной искусственной вентиляцией легких. Благодаря этому концепция лечения дыхательной недостаточности изменилась в пользу более активного применения неинвазивных респираторных технологий и высокопоточной оксигенотерапии. Однако их рациональное и персонифицированное использование остается трудоемкой задачей ввиду большого разнообразия этиологических факторов, механизмов патогенеза и полиморфизма клинических проявлений расстройств дыхания. Целью настоящей публикации является обзор научных данных по использованию методов неинвазивной респираторной поддержки на разных этапах лечения гипоксемической острой дыхательной недостаточности. В первой части будут рассмотрены актуальные механизмы развития самоповреждения легких пациентом и общие характеристики неинвазивной вентиляции легких и высокопоточной оксигенотерапии.
Актуальность. Робот-ассистированная радикальная простатэктомия является одним из ведущих методов лечения рака предстательной железы. Частым осложнением общей анестезии при этой операции является интраоперационная гипотензия. В последние годы набирает популярность применение предоперационного ультразвукового обследования для прогнозирования этого состояния и проведения его персонифицированной профилактики. Точность прогноза ультразвукового обследования возможно повысить за счет использования дополнительных предикторов, объединенных методами машинного обучения.
Цель исследования. Улучшить результаты лечения пациентов с раком предстательной железы путем оптимизации их волемического статуса в периоперационном периоде перед робот-ассистированной простатэктомией.
Материалы и методы. В проспективное исследование было включено 64 пациента, планирующихся к проведению робот-ассистированной радикальной простатэктомии. Перед проведением операции пациентам было выполнено прикроватное ультразвуковое исследование с определением диаметров и индексов коллабируемости нижней полой и подключичной вен, скорригированного времени систолического потока (cCFT) и вариабельности пикового систолического потока (ΔV) на сонной артерии. Эти данные были использованы для построения прогностических моделей машинного обучения с целью более эффективного предсказания развития интраоперационной гипотензии.
Результаты. Наибольшей прогностической ценностью обладал показатель вариабельности пикового систолического потока на сонной артерии (AUROC 0,843, безошибочность 75 %). Оптимальным пороговым значением этого показателя для предсказания интраоперационной гипотензии было 8,33 %. Создание модели машинного обучения на основе градиентного бустинга с использованием дополнительных предикторов позволило увеличить точность прогноза (AUROC 0,933, безошибочность 95 %).
Выводы. Определение вариабельности пикового систолического потока на сонной артерии является наиболее прогностически ценным показателем для предсказания интраоперационной гипотензии при робот-ассистированной радикальной простатэктомии. Использование методов машинного обучения для прогнозирования интраоперационной гипотензии позволяет увеличить точность предсказания.
Актуальность. Сепсис у пациентов, длительно находящихся в отделениях реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ), сопровождается высокой летальностью и потребностью в продолжительной антибактериальной терапии. Данные о микробиологическом профиле и динамике антибиотикорезистентности у септических пациентов в продленном и хроническом критическом состоянии остаются ограниченными.
Цель исследования. Оценить микробиологический профиль, потребление антибактериальных препаратов и динамику антибиотикорезистентности у пациентов с сепсисом, длительно находившихся в условиях ОРИТ.
Материалы и методы. Проведен анализ базы данных RICD v2.0 (ФНКЦ РР, 2017–2024 гг.). В исследование включались пациенты с верифицированным сепсисом по критериям Sepsis-3, находившиеся в ОРИТ ≥24 ч. Извлекались данные о микробиологических исследованиях, назначениях антимикробной терапии, а также результатах оценки антибиотикорезистентности. Потребление антибактериальных препаратов рассчитывалось в стандартизованных единицах DDD/100 койко-дней. Интегральная оценка резистентности проводилась с использованием индекса лекарственной устойчивости (ИЛУ, Drug Resistance Index – DRI).
Результаты. В анализ включены 336 пациентов (медианный возраст 64 года; мужчины – 43,5 %, медиана длительности пребывания в ОРИТ 44 сут). Ведущими возбудителями являлись Klebsiella pneumoniae и Pseudomonas aeruginosa. В динамике потребления парентеральных препаратов за 2022–2024 гг. отмечался рост использования аминогликозидов, цефалоспоринов, ко-тримоксазола, линезолида и тигециклина при снижении применения карбапенемов, левофлоксацина и метронидазола. Устойчивость к цефтазидиму+авибактаму возросла с 37 до 87 % (p=0,004), тогда как доля резистентных штаммов к тигециклину, ванкомицину и гентамицину снизилась (p<0,01). Интегральный показатель ИЛУ составил 32,6 % в 2022 г., 41,2 % в 2023 г. и 34,1 % в 2024 г.
Выводы. Исследование показало, что у пациентов с сепсисом в условиях длительного пребывания в ОРИТ сохраняется высокий уровень антибиотикорезистентности при доминировании грамотрицательной флоры. Каждое третье эмпирическое назначение антибактериальной терапии сопровождалось наличием антибиотикорезистентности со стороны инфекционного агента. Полученные данные подчеркивают необходимость регулярного микробиологического мониторинга, оптимизации стратегии контроля антимикробной терапии.
Актуальность. Пандемия COVID-19 выявила ограниченность стратегий лечения тяжелых вирусных пневмоний и подчеркнула необходимость поиска новых терапевтических подходов.
Цель исследования. Сравнительный анализ исходов госпитализации пациентов с COVID-19 пневмонией, прошедших лечение в отделении реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ), и нековидной вирусной пневмонией.
Материалы и методы. В ретроспективном когортном исследовании сопоставлены исходы госпитализации пациентов с COVID-19 пневмонией, прошедших лечение в ОРИТ (ГКБ им. В. П. Демихова, 2019–2020 гг.), и пациентов с нековидной вирусной пневмонией (база данных реанимационных пациентов eICU-CRD). Для контроля конфаундеров применялась псевдорандомизация, учитывающая возраст, пол и сопутствующие заболевания.
Анализировались: продолжительность госпитализации, длительность ИВЛ, количество дней без ИВЛ и частота осложнений.
Результаты. В исследование включены 511 пациентов после псевдорандомизации по 104 в каждой группе. Госпитальная летальность была выше среди пациентов с COVID-19 пневмонией (p<0,001): 41,3 против 6,7 % и 87,8 против 8,8 % среди пациентов на ИВЛ (p<0,001). Медиана длительности госпитализации в стационаре и в ОРИТ составила 15,5 и 7,1 дня (p<0,001) для пациентов с COVID-19 и 5,0 и 3,8 дня (p=0,002) для пациентов с нековидной вирусной пневмонией. Длительность применения ИВЛ среди выживших пациентов выше в группе COVID-19 (10,0 против 4,0 дней, p=0,039).
Выводы. COVID-19 сопровождается более тяжелым течением пневмонии, высокой летальностью и длительным пребыванием в стационаре. Летальность у пациентов с COVID-19 на ИВЛ в 10 раз выше, также чаще развитие осложнений.
Ежегодно от гнойно-воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области умирает 0,1–0,3 % больных от числа всех госпитализированных пациентов в России. До сих пор остаются нерешенными вопросы рационализации методов профилактики и лечения гнойных процессов челюстно-лицевой области в связи с резистентностью микроорганизмов инфекционно-воспалительных заболеваний к препаратам антибактериальной направленности. Настоящая статья посвящена изучению морфологических особенностей вследствие применения вакуум-терапии при лечении одонтогенных флегмон челюстно-лицевой области. Проведено прикладное рандомизированное исследование, в котором приняли участие 56 человек с диагнозом «одонтогенная флегмона» поднижнечелюстной области, крыловиднонижнечелюстного, окологлоточного, подмассетериального пространств, в среднем возрасте 34,8±8,6 года. В ходе исследования пациенты были разделены на группы: одни (группа контроля) получали лечение по традиционной методике (вскрытие гнойного очага, пассивное дренирование до фиксации дренажного вакуум-промывного устройства, удаление «причинного» зуба при его наличии, медикаментозное сопровождение), а у других (группа сравнения) – традиционная методика была дополнена местной вакуум-терапией по разработанному способу. Препараты обеих групп, полученные интраоперационно и на 1-е сутки после операции, соответствовали цитограммам некротического типа. На 3-и сутки в образцах группы контроля визуализировались немногочисленные дегенеративные формы, тогда как у группы сравнения было выявлено большое их количество в сочетании с моноцитами и эндотелиальными клетками. В группе контроля к 5-м суткам доминировали дегенеративно-воспалительные типы цитограмм, а у группы сравнения – воспалительно-регенераторный. Проведенное цитологическое исследование демонстрирует, что включение вакуум-терапии по разработанному способу в схему лечения пациентов с одонтогенными флегмонами челюстно-лицевой области способствует сокращению срока очищения ран и образованию грануляционной ткани, что позволяет наложить вторичные швы в более ранние сроки.
Введение. Несмотря на то что мочекаменная болезнь (МКБ) чаще встречается у взрослых, конкременты в почках можно визуализировать у детей. Рост заболеваемости МКБ в детском возрасте связан с изменениями в рационе питания, генетическими факторами и образом жизни. Среди малоинвазивных способов лечения МКБ в детском возрасте является дистанционная ударно-волновая литотрипсия.
Цель: оценить эффективность дистанционной ударно-волновой литотрипсии у детей в ГБУЗ СК «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи» (далее ‒ «ГКБ СМП») г. Ставрополя.
Материалы и методы. Был проведен ретроспективный анализ результатов лечения МКБ у пациентов детского возраста (n=37) методом дистанционной ударно-волновой литотрипсии в период с 2015 по 2023 г. Эффективность лечения оценивали на основании количества процедур для конкретного пациента для достижения удовлетворительной фрагментации конкремента, а также наличия осложнений.
Результаты. В период с 2015 по 2023 г. дистанционная ударно-волновая литотрипсия в ГБУЗ СК «ГКБ СМП» г. Ставрополя была выполнена 37 пациентам (далее ‒ n) детского возраста, из них 24 (64,9 %) мальчикам и 13 (35,1 %) девочкам. Средний возраст пациентов был 12,1±3,2 года. Наиболее часто у лиц детского возраста конкременты локализовались в лоханке (17; 45,9 %). Большинству пациентов потребовался один сеанс дробления (n=20; 54,0 %), два сеанса потребовалось 14 (37,8 %) больным, остальные дети для достижения удовлетворительной фрагментации конкремента нуждались в третьем (n=2; 5,4 %) и даже в четвертом сеансах (n=1; 2,7 %). Осложнений во время непосредственного выполнения сеанса литотрипсии у пациентов детского возраста мы не наблюдали. После выполнения дистанционной ударно-волновой литотрипсии у детей мы сталкивались со следующими осложнениями: гематурия (n=9; 24,3 %), почечная колика (n=5; 13,5 %), инфекция мочевыводящих путей (n=2; 8,3 %), которые были купированы методами консервативной терапии.
Заключение. Дистанционная (экстракорпоральная) ударно-волновая литотрипсия – это эффективный, практически неинвазивный метод лечения мочекаменной болезни у детей с диаметром конкремента до 20 мм. Высокая эффективность, возможность проведения лечения и минимальное время восстановления делают его предпочтительным методом лечения мочекаменной болезни у детей
ISSN 2949-2807 (Online)























