Врожденный синдром удлиненного интервала QT (СУИQT) – это первая описанная и наиболее распространенная наследственная аритмия при отсутствии структурной болезни сердца, которая наследуется преимущественно аутосомно-доминантным путем, характеризующимся повышенным риском развития полиморфной желудочковой тахикардии, обмороком и/или судорогами и внезапной сердечной смертью. Учитывая современные представления о спектре генетических вариантов, способных вносить вклад в генетическую архитектуру СУИQT, данное заболевание не может рассматриваться как моногенная патология. Это подтверждается наличием не только патогенных или вероятно патогенных вариантов в канонических генах восприимчивости к СУИQT, но и общих потенциально проаритмических вариантов или аллелей функционального риска и слабо проникающих редких вариантов. Так как СУИQT является генетически и фенотипически гетерогенным заболеванием, своевременная верификация диагноза СУИQT и стратификация риска аритмических событий, а также проведение генотип-специфической терапевтической стратегии представляются актуальными.
Актуальность. Блокада правой ножки пучка Гиса (БПНПГ) имеет характерные проявления на ЭКГ, однако, в клинической практике при ее сочетании с другой патологией – инфаркт миокарда, аритмогенная дисплазия правого желудочка, сочетанное поражение проводящей системы и т.д. в интерпретации могут возникать сложности.
Цель исследования. Разработка критериев БПНПГ на основе трехмерного векторного анализа с оценкой скорости формирования пространственной векторной петли.
Материал и методы. В основную группу вошли 64 пациента с БПНПГ, среди которых 42 мужчин и 22 женщины, средний возраст 31,1±9,62 (М±σ) лет. Выделены пациенты с полной и неполной БПНПГ по принятым ЭКГ критериям. В контрольную группу включены 80 здоровых пациентов, средний возраст 31,5±6,3 (М±σ) лет, из них 54 женщин и 26 мужчин. У всех пациентов была проведена синхронная запись 12 стандартных отведений с последующей реконструкцией трехмерной ВКГ с помощью программного обеспечения EasyECG Rest ATES Medica (Россия).
Результаты исследования и выводы. Определены критерии БПНПГ на основе трехмерной ВКГ с анализом скорости трассировки пространственной векторной петли, которые сохраняют свою эффективность при сочетании с блокадой передневерхней ветви левой ножки пучка Гиса, а также позволяют проводить дифференциальную диагностику с инфарктами миокарда, с эпсилон волной при АДПЖ и другими заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
Одной из важнейших задач методов оценки сердечно-сосудистой визуализации является определение глобальной функции левого желудочка (ЛЖ). С этой целью обычно рассчитывают фракцию выброса ЛЖ (ФВ ЛЖ). Наряду с оценкой ФВ ЛЖ можно использовать глобальную продольную систолическую деформацию (ГПСД) ЛЖ или индекс глобальной функции ЛЖ (ИГФ ЛЖ), вычисляемые с помощью эхокардиографии (ЭхоКГ).
Целью данного исследования было определить значения ИГФ ЛЖ у условно здоровых лиц, сравнить между собой воспроизводимость различных показателей глобальной функции ЛЖ и изучить зависимость значений ИГФ ЛЖ от возраста и пола у условно здоровых лиц.
Материалы и методы. В период с 2022 по 2023 гг. было обследовано 100 условно здоровых лиц, средний возраст которых составил 38,0±9,8 (36,1–40,0) лет. Из них у 20 случайно выбранных обследованных проводилась оценка внутрииндивидуальной и межиндивидуальной вариабельности показателей глобальной функции ЛЖ. Всем обследованным была проведена трансторакальная ЭхоКГ. ИГФ ЛЖ вычисляли с помощью эхокардиографии как отношение ударного объема ЛЖ к глобальному объему ЛЖ, который представляет собой сумму среднего объема полости ЛЖ и объема миокарда ЛЖ.
Результаты. Определены нормальные значения ИГФ ЛЖ у условно здоровых лиц – 28,1±3,9%. Корреляционный анализ показал высокую тесноту связи показателей для внутрииндивидуальной и межиндивидуальной вариабельности в отношении ИГФ ЛЖ (р <0,001, коэффициент Пирсона – 0,780 и коэффициент вариации – 5,1 для внутрииндивидуальной вариабельности, р <0,001, коэффициент Пирсона – 0,725 и коэффициент вариации – 5,2 для межиндивидуальной вариабельности). Выявлены статистически значимые различия значений ИГФ ЛЖ у условно здоровых лиц в зависимости от возраста (р=0,002). Значения ИГФ ЛЖ у женщин (29,6±4,0%) были значимо выше, чем у мужчин (26,8±3,3%, р <0,001).
Выводы. Таким образом были определены значения ИГФ ЛЖ у условно здоровых лиц, полученные с помощью ЭхоКГ. По результатам исследования получены высокие показатели внутрииндивидуальной и межиндивидуальной вариабельности ИГФ ЛЖ. Выявлена зависимость значений ИГФ ЛЖ от возраста и пола обследованных условно здоровых лиц.
Целью этой статьи является оценка параметров деформации левого предсердия (ЛП) в 2D и 4D-режиме и выявление ранних маркеров диастолической дисфункции у лиц молодого возраста (от 18 до 44 лет) с впервые установленным клинико-лабораторным диагнозом метаболический синдром (МС) согласно критериям Международной федерации диабетологов (IDF). Всем обследуемым для исследования структурно-функциональных изменений миокарда проводилась трансторакальная ЭхоКГ с оценкой деформации ЛП в 2Dи 4D-режиме. В работе определяли маркеры дисфункции ЛП с помощью технологии Speckle tracking, а также исследовали взаимосвязи между основными компонентами МС и эхокардиографическими показателями. С помощью сравнительного анализа в основной группе были выявлены статистически более низкие значения деформации ЛП во время резервуарной и кондуитной фазы в 2D-режиме по сравнению с группой контроля. Деформация ЛП во время резервуарной фазы (LASr) в 2D в сочетании со стандартными параметрами диастолической функции левого желудочка, такими как LASr/(VE/e’сред.), VE/LASr также имели значимые различия у лиц с МС. Такие компоненты МС, как ожирение (индекс массы тела, окружность талии), артериальная гипертензия (повышенное систолическое артериальное давление), дислипидемия (гипертриглицеридемия) и гликемия имели умеренные отрицательные корреляционные связи с LASr ЛП в 2D при выделении группы пациентов с деформацией ЛП во время резервуарной фазы менее 43,5%, полученной на основании нижнего квартиля здоровых лиц.
Маскированная артериальная гипертензия у детей (МАГ) определяется при артериальном давлении (АД) менее 95 процентиля для офисного АД (АДоф) и более или равном 95 процентилю при суточном мониторировании АД (СМАД). Частота встречаемости МАГ у детей вариабельна и может достигать 60% в зависимости от исследуемой группы или метода измерения АД.
Цель исследования – определить распространенность МАГ и роль самоизмерения АД в домашних условиях (АДдом) в диагностике МАГ у детей.
Материалы и методы. В ходе простого неинтервенционного исследования 149 детей (84 мальчика, 65 девочек) в возрасте от 10 до 17 лет (средний возраст 14,34±1,91) с АДоф<95 процентиля, проведено сравнение величины АДоф с показателями АДдом и СМАД.
Результаты и обсуждение. Количество пациентов с МАГ 1 степени составило 28,9%. Распространенность МАГ среди мальчиков составила 29,7%, среди девочек – 27,7%. У 48,3% пациентов, по данным домашнего самоизмерения, систолическое АДдом было более 95 процентиля, из них у 54,2% пациентов, установлена МАГ методом СМАД. Лишь у 5,2% пациентов с нормальным АДдом, выявлена МАГ по данным СМАД. В группе МАГ оказалось 74,4% пациента с избытком массы тела и ожирением, причем в подгруппе с ожирением преобладали мальчики – 84%.
Заключение. Полученные результаты указывают на важную роль самоизмерения АД у детей в домашних условиях, как показание к проведению СМАД у детей для диагностики МАГ, несмотря на отсутствие стандартных процедур и использование различных приборов при проведении домашнего самоизмерения АД. Фенотип вероятного пациента с МАГ в практике врача-педиатра: мальчик-подросток с ожирением и эпизодами повышенного АД при самоизмерении в домашних условиях.
Цель. Оценить возможности использования комплексного мультипараметрического ультразвукового исследования для скрининга и мониторинга коморбидной патологии у пациентов с метаболическим синдромом, хроническими диффузными заболеваниями печени и сердечной недостаточностью.
Материалы и методы. В 2023–2024 гг. проведено обследование 84 пациентов, находящихся на лечении в кардиологическом и гастроэнтерологическом отделениях. Основная исследуемая группа – лица с избыточной массой тела (ИМТ>25), признаками метаболического синдрома с подтвержденным стеатозом печени, неалкогольным стеатогепатитом или другими диффузными поражениями печени. Пациентам выполнены общий и биохимический анализ крови, липидограмма, УЗИ органов брюшной полости, транзиентная эластография, двухэнергетическая рентгеновская абсорбциометрия в режиме «Все тело» с оценкой структуры абдоминального жира, ультразвуковая количественная стеатометрия печени, 44 пациентам – трансторакальная эхокардиография. Контрольная группа (n=40) – здоровые пациенты.
Результаты. В выборке у пациентов основной группы наблюдалось повышение печеночных трансаминаз. При проведении эластографии преобладали показатели в диапазоне F2–F3, что соответствует венозному полнокровию печени (в комбинации с ультразвуковыми признаками) и/или формированию истинного клинически значимого фиброза. По данным количественной ультразвуковой стеатометрии одинаково часто встречались пациенты с диапазоном значений стеатоза печени S1–S2 и S2–S3, однако все же небольшое преобладание наблюдалось в S1–S2 (клинически незначимый стеатоз). В обеих группах были выявлены умеренные структурно-функциональные нарушения миокарда.
Выводы. Мультипараметрическое ультразвуковое исследование печени является важным методом в диагностике и мониторинге коморбидной патологии у пациентов с диффузными заболеваниями печени, метаболическим синдромом и сердечной недостаточностью, так как позволяет выявлять и оценивать стеатоз и фиброз печени на ранних стадиях с учетом получения количественных данных, коррелирующих с результатами гистологического исследования биоптатов печени.
Цель исследования – изучение нормальных значений температуры передней поверхности коленного сустава у профессиональных спортсменов сборных команд России с использованием инфракрасной термографии.
Материалы и методы. В исследование включены 160 профессиональных спортсменов без выявленных патологий коленных суставов. Температурные измерения проводились с помощью инфракрасной камеры NEC Thermo Tracer TH9100, фиксируя данные с передней поверхности колена и надколенника. Исследование проводилось в стандартизированных условиях, исключая влияния внешних факторов.
Результаты. Средние медианные значения температуры передней поверхности коленного сустава составили 30,58 °C для правого и 30,54 °C для левого сустава. Температура надколенника составила 30,28 и 30,12 °C соответственно. Различий между сторонами не выявлено.
Выводы. Полученные данные могут служить референтными значениями при мониторинге состояния коленного сустава у профессиональных спортсменов. Температурные показатели сопоставимы с данными, характерными для пациентов с ранними стадиями остеоартроза, что требует дальнейших исследований влияния интенсивных нагрузок на терморегуляцию суставов.
В октябре 1924 г. Виллему Эйнтховену (1860–1927) была присуждена Нобелевская премия по медицине за «открытие техники электрокардиографии». Статья описывает основные научные достижения известного ученого, основоположника электрокардиографического метода исследования.
ISSN 2949-2807 (Online)