В глобальном масштабе инсульт и злокачественные новообразования представляют собой серьезное бремя для общественного здравоохранения. Онкологические заболевания и инсульт являются двумя клиническими проявлениями, которые связаны между собой: у онкологических пациентов риск инсульта в два раза выше, чем в общей популяции [1]. Онкологическими заболеваниями, наиболее часто связанными с ишемическим инсультом (ИИ), являются злокачественные новообразования легких, поджелудочной железы, молочной железы и простаты [2]. Проведен анализ пациентов, проходивших стационарное лечение в региональном сосудистом центре (РСЦ) ГБУЗ ГКБ им. С. П. Боткина ДЗМ с диагнозом «ишемический инсульт» и имеющих сопутствующее онкологическое заболевание. Всего было проанализировано 199 пациентов с ишемическим инсультом и злокачественным новообразованием (ЗНО). Из них 68 пациентам была выполнена реперфузионная терапия и 131 пациенту реперфузионная терапия не проводилась. В результате проведенного анализа сделаны выводы, что проведение реперфузионной терапии пациентам с ЗНО возможно и нужно. Риск развития внечерепных кровоизлияний, связанных с онкологическим процессом, крайне низкий, а развитие внутричерепных геморрагических осложнений достоверно не ухудшает исход заболевания. Тяжесть инсульта при наличии онкологического заболевания по большей части была обусловлена самим инсультом, его размерами и локализацией и в меньшей степени зависела от стадии онкологического заболевания.
Цель. Определить прогностическое значение NT-proBNP и ультразвуковой оценки венозного застоя по протоколу VExUS у пациентов, госпитализированных с острой декомпенсацией сердечной недостаточности (ОДХСН) в отделение реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ) в отношении неблагоприятных исходов по поводу сердечной недостаточности (СН) в течение года наблюдения.
Материалы и методы. В проспективное наблюдательное исследование было включено 150 пациентов, госпитализированных в ОРИТ с ОДХСН. Всем пациентам, включенным в исследование при поступлении и выписке, проводили стандартное физическое, лабораторное и инструментальное обследование, включая NT-proBNP, УЗИ легких, оценку венозного застоя по протоколу VExUS. Оценку долгосрочных клинических событий проводили методом структурированного телефонного опроса через 1, 3, 6, 12 мес. после выписки. В качестве конечной точки оценивали суммарный показатель общей смертности и повторных госпитализаций по поводу СН.
Результаты. За 1 год наблюдений выявлено 58 событий (38 %), из них 50 случаев смерти (33 %), 8 повторных госпитализаций (5 %). Пациенты с событиями были достоверно старше, характеризовались более выраженными проявлениями застойных явлений при лабораторно-инструментальной оценке, а именно более высокими значениями NT-proBNP, большим диаметром нижней полой вены и выраженным венозным застоем. При построении ROC-кривых для прогнозирования исходов были выявлены следующие пороговые значения: степень венозного застоя по протоколу VExUS GRADE>2 и уровень NT-proBNP>10806 пг/мл при поступлении, диаметр нижней полой вены >2,3 см при выписке.
Заключение. Значение NT-proBNP>10806 пг/мл и степень венозного застоя по протоколу VExUS GRADE>2 при поступлении у пациентов с ОДХСН в ОРИТ имеют прогностическую ценность в отношении риска неблагоприятных исходов в течение года наблюдения.
Папиллярные фиброэластомы представляют собой вторую по встречаемости группу опухолей сердца, уступая только миксоме. У большинства пациентов заболевание протекает бессимптомно, однако в случае возникновения клинических проявлений наиболее частыми являются эмболический синдром с развитием острого нарушения мозгового кровообращения, инфаркт миокарда. Папиллярная фиброэластома – это доброкачественная опухоль, произрастающая из клеток эндокарда, поражающая преимущественно сердечные клапаны. На сегодняшний день наиболее доступным методом для визуализации опухоли остается эхокардиография, выполненная трансторакально и чреспищеводным доступом. Основным методом лечения папиллярной фиброэластомы является хирургическое вмешательство. Прогноз, как правило, благоприятный. Мы представляем клинический случай папиллярной фиброэластомы у 58-летнего мужчины, осложненной инфарктом миокарда 2 типа.
Введение. Ишемическая (ИКМП) и дилатационная (ДКМП) кардиомиопатии – ведущие причины хронической сердечной недостаточности (ХСН) с наиболее частым показанием к трансплантации сердца. Схожесть этих заболеваний состоит в широкой распространенности и высокой частоте смертности вследствие патологического ремоделирования как левых, так и правых камер сердца, что сопровождается прогрессированием ХСН, увеличивая риск внезапной сердечной смерти.
Цель исследования. Изучение связи систолической функции левого желудочка (ЛЖ) с ремоделированием правых отделов сердца, дисфункцией почек и их связи с нарушением сердечного ритма.
Материалы и методы. В исследование включено 72 пациента с ХСН с низкой фракцией выброса (ХСНнФВ), которые находились на лечении в НИИ СП им. Н. В. Склифосовского в связи с ухудшающейся ХСН. I группу составили 48 пациентов с ДКМП, II группу – 24 пациента с ИКМП.
Результаты. Фракция выброса (ФВ) ЛЖ у пациентов обеих групп была ≤30 %, однако значимо ниже регистрировалась в I группе (р=0,001). ФВ правого желудочка (ПЖ) в I группе была низкой и составила 24,6 [19,5; 28,5]%. В I группе объем правого предсердия (ПП) и размер ПЖ коррелировал с ФВ ЛЖ (r= –0,489, p=0,015 и r= –0,410, p=0,005 соответственно); каждое последующее увеличение объема ПП на 1 мл повышало вероятность возникновения фибрилляции предсердий (ФП) в 1,018 раза (ОШ: 1,018, 95 % ДИ: 1,0042–1,033, p=0,011). Расчетная скорость клубочковой фильтрации (рСКФ) ≤60 мл/мин/1,73 м2 повышала шансы развития желудочковой тахикардии (ЖТ) в 9,5 раза (ОШ: 9,5, 95 % ДИ: 2,32–38,87, p=0,002). Каждое последующее снижение рСКФ на 1 мл/мин/1,73 м2 увеличивало шансы развития ЖТ в 1,03 раза (ОШ: 0,967, 95 % ДИ: 0,937–0,988, p=0,036).
Выводы. У пациентов с ХСНнФВ, независимо от этиологии, снижение ФВ ЛЖ приводит к структурно-функциональным изменениям правых отделов сердца. У лиц с ДКМП увеличение объема ПП на 1 мл повышает вероятность возникновения ФП в 1,018 раза; снижение рСКФ на 1 мл/мин/1,73 м2 увеличивает шансы развития ЖТ в 1,03 раза.
Цель. Оценить значения параметров продольной деформации и миокардиальной работы левого желудочка (ЛЖ) при остром коронарном синдроме без подъема сегмента ST (ОКСбпST) в прогнозировании поражения коронарных артерий (КА), определении показаний к ранней инвазивной диагностике и лечению.
Материалы и методы. В исследование включен 51 больной, госпитализированный в отделение интенсивной терапии института с диагнозом ОКСбпST в возрасте от 41 до 93 лет. При поступлении оценивался риск госпитальной летальности по GRACE, выполнялась стандартная и спеклтрекинг эхокардиография (СТ ЭхоКГ) с определением параметров продольной деформации и миокардиальной работы ЛЖ, проводилась коронарография (КАГ) в сроки от 12 до 48 часов. Группу сравнения составили 20 человек без ишемической болезни сердца (ИБС).
Результаты. При оценке степени риска по GRACE больные с низким и средним риском составили 41 и 47 %. Нарушения локальной сократимости при стандартной ЭхоКГ были выявлены у 15 больных (29 %). При анализе региональных параметров продольной деформации и миокардиальной работы наибольшую ценность в выявлении поражения коронарных артерий (КА) продемонстрировала зона функционального риска из 4 и более смежных сегментов ЛЖ с индексом работы миокарда ≤1400 мм рт. ст. х% (чувствительность и специфичность 84,2 % и 78,1 %, AUC=0,83). Практически у всех пациентов в дисфункциональных сегментах зоны риска определялся парадоксальный механизм деформации в виде постсистолического укорочения с постсистолическим индексом, достигающим значения ≥20 %. Сочетание значимого повышения ПСИ и ЗФР, ограничиваемой даже 3 сегментами, свидетельствовало oб остроте коронарной недостаточности, гемодинамически значимом стенозе (чувствительность и специфичность 84 и 79 %). При распределении пациентов с учетом данных стандартной и СТ ЭхоКГ с оценкой миокардиальной работы в отсутствие достоверных нарушений систолической функции превалировали больные с интактными или незначимыми изменениями в основных КА; среди пациентов без визуальных нарушений сократимости выявленная ЗФР при оценке индекса работы миокарда и повышение постсистолического индекса свидетельствовали o гемодинамически значимом поражении одной из основных КА; сочетание нарушений локальной сократимости и дополнительной ЗФР ассоциировалось с множественным поражением КА.
Заключение. Применение СТ ЭхоКГ с оценкой миокардиальной работы и выявлением зоны функционального риска в сочетании с парадоксальными механизмами продольной деформации при ОКСбпST позволяет прогнозировать поражение коронарных артерий, отбирать больных с угрозой неблагоприятного исхода независимо от степени риска по GRACE, определять показания для безотлагательной инвазивной диагностики, выбирать оптимальный метод реваскуляризации.
Актуальность. Тромбоз является одним из наиболее опасных осложнений COVID-19 не только на пике заболевания, но и в отдаленном периоде. За время пандемии вопросы медицинской профилактики тромботических осложнений неоднократно пересматривались, уточнялись и дополнялись, но единственно правильной тактики их предупреждения и лечения пока не существует.
Цель исследования. Определение частоты и характера развития венозных и артериальных тромбозов и тромбоцитопении у тяжелых больных с COVID-19 и пневмонией, с осложненным острым почечным повреждением течением заболевания, в том числе закончившихся летальным исходом.
Материалы и методы. Данные стационарного лечения и диагностики 216 больных COVID-19 с вирусной пневмонией и признаками острого почечного повреждения (ОПП) по критериям KDIGO 2012. Группа 1. Умершие больные с тяжелым течением COVID-19 и пневмонией, с недостоверными признаками ОПП, 75 (мужчин 19, женщин 56, соотношение 1:2,9, возраст от 29 до 87 лет). ИВЛ у 56 (74,7 %). Группа 2. Умершие больные с COVID-19 и пневмонией с достоверными признаками ОПП, 77 (мужчин 34, женщин 43, соотношение 1:1,3, возраст от 41 до 88 лет). ИВЛ у 53 (70,7 %). Группа 3. Выздоровевшие пациенты с ОПП или ХБП, 64 (мужчин 41, женщин 23, соотношение 1:0,56, возраст от 43 до 89 лет). ИВЛ у 1 (1,6 %). Исследование гемостаза. Активированное частичное тромбопластиновое время по модифицированному методу реакции рекальцификации плазмы по Балуда В. П. и соавт. (1980). Уровень фибриногена в плазме крови этаноловым методом по Breen F., Tullis J. (1982). Концентрация Д-димера в крови методом микролатексной агглютинации с фотометрической регистрацией реакции (иммунотурбидиметрия).
Результаты. У умерших стационарных больных с COVID-19 и пневмонией выявлена высокая, до 46–56 %, частота развития артериальных и венозных тромбозов различной локализации. Тромботическая опасность в значительной мере была связана с повышенным уровнем Д-димера и длительностью его увеличения в крови больных. Тромбоцитопения диагностировалась у 47–58 % больных и являлась значимым фактором риска развития летальных исходов. В случаях выявления у пациентов тромбоцитопении ниже 20 тыс. клеток в мкл оценивали ее характер по шкале 4Ts для выявления синдрома гепарин-ассоциированной тромбоцитопении. У 92–97 % пациентов назначались гепарины, в том числе и такие фракционированные (низкомолекулярные), как эноксапарин, надропарин, дальтепарин и фундапаринукс. Лишь небольшая часть случаев сочетания тромбозов и тромбоцитопении (около 2,3 %) была обусловлена характером проводимой медикаментозной терапии и развитием синдрома гепарин-ассоциированной тромбоцитопении.
Заключение. Полученные данные свидетельствуют о высокой значимости тромботических механизмов с участием Д-димера в патогенезе и исходах заболевания в группах умерших больных с COVID-19, пневмонией и ОПП и о преобладающем значении сосудистых повреждений в активации у них тромботического каскада.
ISSN 2949-2807 (Online)