Общие данные. В статье представлены результаты сравнительного анализа эффективности интегрированной химиотерапии в таргетную анти-EGFR терапию пациентов c немелкоклеточным раком легкого (НМРЛ) с мутацией в 21 экзоне гена EGFR по сравнению с монотерапией ингибиторами тирозинкиназы (ИТК) первого и второго поколения.
Материал. C2015 по 2021 гг. в исследование включено 45 пациентов с метастатическим НМРЛ с мутацией L858R в 21 экзоне для I линии лечения, распределенных в экспериментальную группу и в контрольную по 23 и 22 человека соответственно. Пациенты экспериментальной группы получали первые 2 месяца терапию ингибиторами тирозинкиназы с последующим прекращением приема таргетных препаратов и получением 3-х курсов химиотерапии по схеме паклитаксел и карбоплатин. Далее возобновлялась таргетная терапия до прогрессирования заболевания. Пациенты контрольной группы получали только монотерапию ИТК первого или второго поколения. Медиана наблюдения составил 36 месяцев.
Результат. Частота объективного ответа (ЧОО) составила 59,1% для экспериментальной группы и 27,3% для контрольной, стабилизация заболевания достигнута у 9 (40,9 %) пациентов и 14 (63,6 %) соответственно. Медиана выживаемости без прогрессирования (ВБП) для экспериментальной группы составила 23 месяца [95% ДИ: 16–36], для контрольной 13 [95% ДИ: 11–17] (p=0,004). Медиана общей выживаемости (ОВ) для экспериментальной группы оказалась статистически выше, чем в контрольной, и составила 43 [нижняя граница 95% ДИ – 38] месяца против 32 [95% ДИ: 23–44] месяцев (p=0,008).
Заключение. Результаты нашего исследования показали, что интегрирование химиотерапии в таргетное лечение данной категории пациентов, может стать новой достойной опцией, позволяющей статистически значимо увеличить и медиану ВБП, и медиану ОВ.
Рак билиарного тракта является редким и одним из наиболее агрессивных злокачественных новообразований. Основным методом радикального лечения является хирургический. Однако, только у 1/3 больных возможно применение данного подхода, остальные же пациенты имеют нерезектабельный, местно-распространенный или уже метастатический процесс. Лечебной тактикой данной группы больных является системная лекарственная противоопухолевая терапия. В данной статье мы представляем описание клинического случая эффективного лечения пациента с распространенной внутрипеченочной холангиокарциномой с использованием не только стандартных цитостатиков, но и современных таргетных препаратов.
Цель исследования. Разработать диагностический калькулятор оценки экспрессии значимых для онкогенеза рака щитовидной железы (ЩЖ) профильных микроРНК (миРНК), внедрить его в клиническую практику и оценить эффективность предложенного способа ранней диагностики злокачественных новообразований ЩЖ в неопределенных после тонкоигольной аспирационной биопсии (ТАБ) диагностических ситуациях.
Материал и методы. Разработанный ранее «Способ диагностики злокачественных новообразований щитовидной железы» (патент RU 2820815 C 1) апробирован на 284 пациентах диспансерной группы с узловыми образованиями ЩЖ по результатам УЗИ и неопределенным заключением после ТАБ. Число пациентов с папиллярной карциномой ЩЖ составило 83 (29,2%), фолликулярной карциномой 43 (15,1%) и с доброкачественной патологией ЩЖ (фолликулярная аденома) – 158 (55,6%) человек. Методом ПЦР в режиме реального времени проводили оценку экспрессии миРНК-146b и –574–3р в цитологических образцах узловых образований ЩЖ после ТАБ.
Результаты. У больных раком ЩЖ экспрессия миРНК-146b по сравнению с пациентами с доброкачественной патологией была выше (р=0,007), а экспрессионная активность миРНК-574–3р ниже (р=0,013). Для оценки индекса реципрокной парной дисрегуляции экспрессии миРНК-146b и миРНК-574–3р в клетках ЩЖ рекомендовано определение соотношения величин экспрессии соответствующих молекул. Если индекс соотношения экспрессии миРНК-146b и миРНК-574–3р выше 4,5, то формируют заключение о злокачественном новообразовании ЩЖ. Диагностический коэффициент, рассчитываемый по разработанной формуле по методу логистической регрессии, также позволяет при сопоставлении с разделительным уровнем диагностировать злокачественное новообразование ЩЖ. Предложенные методы отличаются высокой информативностью.
Вывод. Оценка экспрессии миРНК-146b и миРНК-574–3р в клетках узловых образований ЩЖ, полученных при ТАБ, позволяет улучшить диагностику злокачественной патологии при мутационно-негативных узлах ЩЖ с неопределенными результатами ТАБ.
В отсутствие массового доступа к генетическим тестам остро стоит вопрос о дополнительным методах, влияющих на выбор тактики послеоперационной лекарственной терапии у больных ранним люминальным Her2-негативным подтипом рака молочной железы (РМЖ). В исследованиях IMPACT и POETIC было показано, что снижение уровня Ki67 до ≤10% после короткого (в течение 2–4 недель) «тестового» курса гормонотерапии (ГТ), является благоприятным прогностическим фактором. Проведение данного теста позволяет отказаться у ряда больных от назначения химиотерапии, ассоциированной с непосредственными и отсроченными нежелательными явлениями.
Цель исследования. Оценить влияние «тестовой» предоперационной гормонотерапии на тактику дальнейшего лечения больных первичнооперабельным люминальным Her2-негативным РМЖ T1–3 N0–1 M0 стадий.
Материалы и методы. Ретроспективный анализ медицинской документации больных с первично- операбельным (T1–3 N 0–1 M0) люминальным Her2-негативным РМЖ, получавших «тестовый» курс ГТ в НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина с 2018–2021 гг.
Результаты. В исследование включены 123 пациентов, из них 76 (60,8%) получали тамоксифен и 47 (37,6%) – ингибиторы ароматазы. Большая часть пациентов – 69 (55,2%) были старше 50 лет, в пременопаузе – 58 (46,4%), в менопаузе – 67 (53,6%). Средний возраст составил – 52 года ±11,492 (30–82). При исходном уровне Ki67>10% (N= 107) – у 24 (22,4%) данный показатель снизился до уровня ≤10% после проведения «тестовой» ГТ, у 83 (77,6%) остался выше 10%. У 35 (28,5%) согласно калькулятору PREDICT польза от назначения адъювантной химиотерапии (АХТ) была расценена, как высокая, у 10 из них (27,8%) удалось отказаться от ХТ. У 86 пациентов из группы с относительно низкой пользой от назначения АХТ по данным Predict (<5% на 10 лет) с учетом исходного уровня Ki67 отсутствовал ответ на тестовую ГТ, что привело к назначению АХТ в 13 случаях (15,1%).
Выводы. Проведение «тестового» курса гормонотерапии – простой, доступный, воспроизводимый метод персонализации адъювантной терапии у пациентов с люминальным HER2-негативным РМЖ.
Целью исследования явился поиск данных об эффективности неоадъювантной лекарственной терапии у больных гормон-положительным HER2-негативным раком молочной железы.
Материал и методы. Поиск литературы осуществлялся в базах данных PubMed, РИНЦ. Были найдены публикации с 2012 по 2024 г. Использовались ключевые слова: «breast cancer», «neoadjuvant chemotherapy», «surgery», «luminal tumors», «гормон-положительные опухоли», «органосохраняющая хирургия».
Результаты. Рассматриваются показания к неоадъювантной химиотерапии у больных гормон-положительным HER2-негативным раком молочной железы, учитывая возможность достижения клинического и патоморфологического ответов с оценкой количества выполненных органосохраняющих операций, как основной задачи при назначении предоперационного лечения у данной группы пациентов, а также влияние патоморфологического ответа на показатели выживаемости.
Заключение. Данные об эффективности неоадъювантной химиотерапии при гормон-положительном HER2-негативном раке молочной железы противоречивы. Частота полного патоморфологического ответа составляет 2,0–16,2%, прогностическая роль неоднозначна, однако большинство исследований показало отсутствие корреляции pCR с общей и безрецидивной выживаемостью. Выполнение органосохраняющей операции после неоадъювантной химиотерапии возможно в 50% случаев, если исключены другие противопоказания.
Актуальность. Лечение местно-распространенного рака молочной железы (РМЖ) должно начинаться с лекарственной терапии для достижения возможности выполнения хирургического вмешательства. При люминальном HER2-негативном РМЖ возможны 2 варианта неоадъювантной лекарственной терапии – химиотерапия и гормонотерапия. На сегодняшний день нет четких критериев для выбора наиболее оптимального варианта лечения для конкретного больного.
Цель. Оценить эффективность неоадъювантной гормонотерапии (НГТ) и химиотерапии (НХТ) для пациентов с промежуточной ожидаемой гормоночувствительностью (высокие уровни РЭ/РП и Ki67>30% или низкие уровни РЭ/РП и Ki67<30%) Материалы и методы. В исследовании приняли участие 75 пациенток в пре- и постменопаузе с местно-распространенными стадиями гормонозависимого HER2-негативного рака молочной железы, которые в предоперационном периоде получали НГТ (тамоксифен/ ингибиторы ароматазы) или НХТ (4 курса АС и 4 курса таксанов). Первичной конечной точкой являлось снижение уровня Ki67 на 50% и более.
Результаты. В группу НГТ включены 39 больных, в группу НХТ – 36 больных. С учетом различий в характеристиках больных между группами для корректного сравнения проведена псевдорандомизация (propensity matching analysis), после чего в каждой группе осталось по 23 больных. Операбельного состояния удалось достичь у 87 % больных в группе НГТ и 91,3 % в группе НХТ (р=0,25). Снижение Ki67 на 50% и более в группе НГТ отмечено в 47,1% случаев, а в группе НХТ – в 57,1% (р=0,284), а снижение до <10% – в 42,9% и 35,3% случаев соответственно (р=0,66). Частота достижния полной патоморфологической регрессии (пПР) составила 10% при проведении НГТ и 14,3% при проведении НХТ. 4-летняя безрецидивная выживаемость (БРВ) при медиане наблюдения 46 месяцев в группе НГТ составила 89,1%, в группе НХТ – 84,8% (р=0,693).
Выводы. Неоадъювантная химиотерапия и гормонотерапия демонстрируют схожую эффективность у больных с промежуточной гормоночувствительностью в отношении частоты значимого снижения Ki67, достижения пПР, показателям БРВ.
Рак молочной железы в настоящее время занимает первое место в структуре онкологической заболеваемости женского населения во всем мире. Примерно у 15–20 % больных РМЖ наблюдается гиперэкспрессия и/или амплификация рецептора эпидермального фактора роста человека 2 типа (HER2), что обуславливает агрессивное биологическое поведение опухоли и сопряжено с плохим прогнозом. Направленные на HER2 таргетные препараты значительно улучшили прогноз пациентов с HER2-позитивным раком молочной железы. Начиная с самых ранних стадий (T2 и/или N+) пациентам необходимо проведение неоадъювантной лекарственной терапии, которая позволяет непосредственно оценить эффективность лечения, повышает шансы выполнения органосохраняющей операции, а также помогает адаптировать постнеоадъювантную терапию. Схемы химиотерапии на основе антрациклинов исторически были первым вариантом лечения HER2-позитивного РМЖ, поскольку статус HER2 является предиктором эффективности антрациклинов. Однако разработка новых агентов и, как результат, появление новых комбинаций с несколькими анти-HER2-агентами предоставили возможность изучения безантрациклиновых схем, направленных на уменьшение нежелательных явлений и улучшение качества жизни пациентов. Результаты исследования BCIRG-006 по изучению адъювантного применения таких режимов и, позднее, неоадъювантного назначения в протоколе TRAIN-2 ознаменовали поворотный момент в использовании безантрациклиновых схем. Одним из важных открытых вопросов является целесообразность добавления карбоплатина, так как прямые сравнения неантрациклиновых комбинаций с карбоплатином или без него отсутствуют. В настоящее время имеются убедительные доказательства влияния достижения полного патоморфологического ответа (pCR) после неоадъювантного этапа лечения на долгосрочные онкологические результаты. Крайне перспективными являются разработка и валидизация возможных биомаркеров, прогнозирующих достижение pCR.
В статье представлены результаты исследования диффузионной способности легких (ДСЛ) по монооксиду углерода методом одиночного вдоха (DLco) у детей с острыми лейкозами (ОЛ) и приобретенными идиопатическими апластическими анемиями (ПИАА) после аллогенной трансплантации гемопоэтических стволовых клеток (ТГСК). Проведен сравнительный анализ показателя DLco до ТГСК и на 30- е, 90-е, 180-е, 360-е сутки после неё. Выявлено его достоверное необратимое снижение начиная с 30 суток в течение года наблюдения у большинства пациентов с ОЛ. У детей с ПИАА также зарегистрировано значимое снижение ДСЛ через месяц наблюдения, однако к году динамического контроля изменения были менее выражены, чем в группе острых лейкозов, и среднее значение DLco восстанавливалось до предтрансплантационных показателей. Данный метод важно использовать в комплексной оценке функционального состояния дыхательной системы для своевременной диагностики легочных осложнений после ТГСК.
Актуальность. Совершенствование диагностики и лечения детей с лимфоидными опухолями (ЛО) способствует увеличению числа излеченных пациентов. Противоопухолевая терапия оказывает побочное влияние на нервную систему, и может приводить к нейротоксическим последствиям. В связи с увеличением продолжительности жизни излеченных от ЛО детей, актуальна оценка отдаленных нейротоксических эффектов противоопухолевой терапии.
Цель: на основании данных литературы изучить отдаленные побочные нейротоксические эффекты противоопухолевой терапии у излеченных от ЛО детей.
Материал и методы. При написании обзора литературы проведен анализ данных в специализированных медицинских базах Pubmed, Scopus, Web of Science по исследованиям у детей, излеченных от лимфоидных опухолей 1993 по 2023 год.
Результаты. У излеченных детей от лимфоидных опухолей отдаленные нейротоксические эффекты терапии, содержащей метотрексат в высоких дозах, проявляются нейрокогнитивным снижением и структурными изменениями головного мозга. Поздняя периферическая нейропатия, вызванная винкристином, влияет на качество жизни пациентов в физическом и социальном аспекте. Однако, не определены прогностические параметры отдаленных нейротоксических эффектов у излеченных от ЛО детей. Вопросы наблюдения за пациентами в отдаленные сроки недостаточно изучены. Это будет способствовать проведению реабилитации и длительному наблюдению за пациентами с онкогематологическими заболеваниями, и улучшению качества их жизни.
Актуальность. В настоящее время после подкожных/кожесохранных мастэктомий с одномоментной реконструкцией при раке I–II стадий необходимость выполнения лучевой терапии дискутабельна, особенно при наличии благоприятных подтипов или при достижении полной клинической регрессии после неоадъювантной полихимиотерапии.
Материалы и методы. Проведено ретроспективное нерандомизированное исследование, в которое включены 1135 пациенток РМЖ, получившие лечение в МНИОИ им.П.А.Герцена с 2014 по 2023 годы, у всех пациенток хирургический этап включал выполнение подкожных/ кожесохранных мастэктомий с одномоментной реконструкцией. Пациенты разделены на 2 группы – с и без лучевой терапии.
Результаты. Проанализированы рецидивы по группам в зависимости от клинических и морфологических особенностей опухолей, с подробным разбором полученных данных.
Выводы. Среди пациенток I–II А, В стадий РМЖ после ПМЭ/КМЭ с реконструкцией, включенных в исследование, риск рецидива за 5 лет составил 4,3±0,1% случаев. Рецидив в группе с лучевой терапией составил 2,5±0,6%, без лучевой терапии 6,9±1,2% (р<0,05), таким образом лучевая терапия снижает риск развития рецидива на 4,4 %. В нашем исследовании выявлены следующие критерии для назначения лучевой терапии в послеоперационном периоде: край резекции R 1, люминальный/нелюминальный НЕR 2 позитивный тип, рN 1.
В соответствии с международной классификацией болезней десятого пересмотра (МКБ-10), к злокачественным новообразованиям (ЗНО) полости носа и придаточных пазух относятся рубрики с подрубриками С30 и С31. В мировой и отечественной статистике сводные данные по заболеваемости обобщаются суммарно по двум рубрикам, С30 и С31. С созданием Популяционного ракового регистра (ПРР) Северо-Западного федерального округа (СЗФО) РФ у нас появилась возможность проводить исследования по распространённости, а главное по расчёту выживаемости больных ЗНО по любой рубрике МКБ-10. Наша база данных (БД) ПРР СЗФО РФ насчитывает более 1,5 млн наблюдений, что позволяет рассматривать особенности распространённости ЗНО по редким группам ЗНО. Население СЗФО РФ составляет 13,9 млн человек, что больше населения Белоруссии, Латвии и Эстонии вместе взятых.
Цель исследования. На БД вновь созданной ПРР СЗФО РФ изучить закономерность распространённости и выживаемости больных ЗНО полости носа, среднего уха и придаточных пазух с учётом детальной локализационной структуры по подрубрикам: С30.0.1 и С31 с подрубриками С31.0,1–3,8,9.
Материалы и методы. Материалом исследования являются данные Международного агентства по исследованию рака (МАИР), справочники МНИОИ им П.А. Герцена и НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова. Обработка данных осуществлялась с помощью лицензионных программ MS Excel 2013–2016 и STATISTICA 6.1. Для расчета выживаемости использовалась модифицированная программа EUROCARE. В основу расчётов положена БД ПРР Санкт-Петербурга и СЗФО РФ.
Результаты и обсуждение. Проведённое исследование с анализом распространённости, оценкой качества учёта и выживаемости онкологических больных со ЗНО полости носа, среднего уха и придаточных пазух, подтвердило редкость возникновения данной патологии в Мире и России. Установлено в целом снижение стандартизованных показателей заболеваемости, в том числе и повозрастных. Отмечено улучшение качества учёта первичных больных и оказания лечебной помощи. Выявлен рост однолетней выживаемости больных ЗНО полости носа, среднего уха за три периода наблюдения на 20,5% и придаточных пазух на 15,4%. Пятилетняя выживаемость практически не изменилась.
ISSN 2949-2807 (Online)