Боль в грудном отделе позвоночника ассоциируется с юношеским и пожилым возрастом, женским полом, высоким ростом, сутулостью, избыточной массой тела, наличием скелетно-мышечной боли другой локализации, неадаптивным двигательным стереотипом работы и отдыха и сопутствующими психологическими проблемами. Анализ литературных данных, касающихся диагностики и лечения торакалгий, а также собственный клинический опыт показывают, что наибольший эффективностью в преодолении боли обладает работа мультидисциплинарной команды.
Нейропатическая орофациальная боль, вызванная травмой дистальных ветвей тройничного нерва, чаще всего является ятрогенным осложнением в практике стоматологов, челюстно-лицевых хирургов, ЛОР-хирургов, косметологов и пластических хирургов. Боль при этом часто бывает высокоинтенсивной, стойкой и плохо поддается лечению обезболивающими препаратами. Рано появляющиеся признаки спонтанной боли усугубляют течение заболевания. Имеются данные об использовании антагонистов рецептора N-метил-d-аспартата (NMDA) в терапии нейропатической боли в практике онкологов и диабетологов. Настоящее исследование было разработано для проверки эффективности введения антагониста рецепторов NMDA амантадина (ПК-Мерц) в терапии нейропатической орофациальной боли у пациентов с посттравматической тригеминальной нейропатией (ПТН). Нашей задачей было исследование влияния амантадина (ПК-Мерц) на спонтанную жгучую и вызванную виды боли.
Цель. Представить протокол лечения с применением амантадина (ПК-Мерц) и оценить влияние трехкратной инфузии препарата на клинические проявления болевого синдрома у пациентов с посттравматической тригеминальной нейропатией.
Материалы и методы. Обследовали 30 пациентов (22 женщины, 8 мужчин). Средний возраст – 42,6 года. Пациенты получали амантадин (ПК-Мерц) 200 мг (500 мл) внутривенно капельно в течение 2 часов с частотой раз в неделю. Всего проводилось три инфузии. Спонтанная и вызванная боль измерялась за 48 часов до лечения, во время лечения (через час), сразу после инфузии (через 2 часа), а также через 7, 14 и 21 день от начала терапии. Эффективность терапии исследовалась по следующим критериям: ВАШ, опросники нейропатической боли DN 4 и Pain DETECT. Спонтанную и вызванную боль рассматривали отдельно. Чтобы оценить немедленные эффекты лечения, спонтанную боль измеряли с использованием визуальной аналоговой шкалы (ВАШ) до, через час и в конце каждого лечения (через 2 часа), а также во время визитов на 7-й, 14-й и 21-й день. Для исследования вызванной боли каждому пациенту до, через час и в конце каждого сеанса лечения применялась серия механических и тепловых раздражителей. Боль, вызванная этими стимулами, также измерялась с помощью ВАШ.
Результаты. Пациенты были разделены на две группы, которые были сформированы по принципу длительности заболевания. В первой группе (n = 12) оказались пациенты, находящиеся в остром периоде – время после травмы нерва составило от 5 до 30 дней. Во второй группе пациенты находились в подостром и хроническом периодах (время после травмы составило от 30 дней до 1,5 года). Средний балл спонтанной боли по ВАШ у пациентов второй группы был достоверно выше, чем у пациентов первой группы (6,1 ± 2,1 против 4,2 ± 1,6; p = 0,0001). Среднее уменьшение боли на 71 % было зарегистрировано в конце инфузии амантадина (через 2 часа) у пациентов, находящихся в остром периоде (первая группа) по сравнению с 29 % у пациентов второй группы. Разница в уменьшении боли между двумя группами пациентов была статистически значимой (p = 0,009). Дальнейшая динамика боли также показала наилучший обезболивающий результат у пациентов первой группы – после завершения лечения амантадином (ПК-Мерц) у пациентов первой группы было продемонстрировано достоверное снижение среднего показателя спонтанной жгучей боли по ВАШ с 4,2 ± 1,6 до 1,2 ± 1,1 балла (p = 0,006; снижение на 71,0 ± 10,0 %). После лечения пациентов второй группы было обнаружено лишь небольшое и незначительное снижение ВАШ с 6,1 ± 2,1 до 5,0 ± 1,7 (p = 0,400; 18,0 ± 8,5 %). Симптомы вызванной боли определялись в основном среди пациентов второй группы – аллодиния (n = 12), гипералгезия на укол иглой (n = 10), термальная (холодовая) гипералгезия (n = 10), «взвинченная» боль в ответ на повторные уколы (n = 10). Выявили среднее уменьшение аллодинии на 52 ± 8 % в конце курса лечения (3,8 ± 1,1 балла в начале и 1,9 ± 1,1 балла по завершении; р = 0,006). Показатели холодовой гипералгезии (4,4 ± 1,4 балла в начале, в конце – 2,7 ± 1,4 балла; р = 0,004) и «взвинченной» боли (2,9 ± 1,1 балла в начале, 1,5 ± 1,2 – в конце; р = 0,004) до лечения и по завершении терапии (через 21 день) также достоверно различались.
Вывод. Мы пришли к выводу, что инфузия амантадина (ПК-Мерц) является безопасным и эффективным средством лечения нейропатической боли в остром периоде ПТН, а также оказывает положительное влияние на проявления вызванной боли у пациентов с хронической орофациальной болью. Следует провести дальнейшие испытания длительного перорального или парентерального лечения амантадином.
В статье проведен анализ результатов доплерографического исследования брахиоцефальных сосудов в остром периоде ишемического инсульта. Выявлена роль венозного звена кровотока в поддержании внутримозговой константы в остром периоде ишемического инсульта. Показаны особенности реактивности церебральной венозной гемодинамики у пациентов с разным объемом поражения головного мозга при формировании очагов ишемии различной локализации. Уделено внимание важности комплексной оценки церебрального венозного кровообращения в остром периоде ишемического инсульта. Показано, что у пациентов с ишемическим инсультом с вовлечением одной или двух долей одного полушария головного мозга отмечалось достоверное увеличение размеров площадей и значительное снижение скоростных показателей по внутренним яремным и позвоночным венам соответственно локализации ишемического очага. Установлено, что при полушарных ишемических инсультах с признаками отека головного мозга церебральные нарушения кровотока были максимальными и сопровождались парадоксальной реакцией гемодинамических компенсаторных механизмов, но латерализации дисгемии соответственно очагу ишемии не наблюдалось.
Ревматическая полимиалгия (РПМА) – это воспалительное заболевание костно-мышечной системы, которое редко диагностируется у пациентов старше 50 лет. РПМА характеризуется болью и продолжительной утренней скованностью в плечевом, тазовом поясе и шее. На сегодняшний день не существует единого клинического, лабораторного или инструментального признака, наличие которого позволило бы подтвердить диагноз. Основой метод лечения – пероральная терапия глюкокортикостероидами. К альтернативным вариантам лечения относится стероидосберегающая терапия (метотрексат, тоцилизумаб). Для уменьшения болей возможно применение НПВП.
Слюнотечение является распространенным немоторным симптомом болезни Паркинсона, с которым сталкиваются около половины пациентов на различных стадиях заболевания. Слюнотечение может значительно снижать качество жизни и быть источником аспирации. В данной статье отражены особенности возникновения данного симптома при болезни Паркинсона, его распространенность, а также особенности диагностики и современные методики лечения, включая применение препаратов ботулотоксина.
В статье описаны особенности течения редкого заболевания – спорадической гемиплегической мигрени у трех пациентов (двух мальчиков в возрасте 7 и 15 лет и девочки 12 лет). Семейный анамнез в отношении мигрени не был отягощен. Симптомы атаки также были практически одинаковыми – гемипарез, гемипарестезия, дисфазия, головная боль. В одном случае у девочки в прошлом была абсансная эпилепсия. На электроэнцефалограмме, магнитно-резонансной томографии у всех пациентов нарушения функции мозга не диагностированы. Проведен анализ данных литературы. Приведены диагностические критерии гемиплегической мигрени, ее дифференциальная диагностика. Рассмотренное описание повышает информированность врачей по вопросу, представляющему большую редкость в практической деятельности педиатра и невролога.
Болезнь Альцгеймера (БА) является наиболее распространенным нейродегенеративным заболеванием, вызывающим деменцию. Специфичность симптомов определяет диагноз БА, хотя точная его постановка возможна только посмертно. Нейропсихологическое тестирование является стандартом клинической диагностики БА, но требует больших затрат времени, не позволяет с полной точностью поставить диагноз, имеет высокую зависимость от правильности проведения тестов и, скорее, является дополнением к обследованию пациента. Выполнение люмбальной пункции и позитронно-эмиссионной томографии труднодоступно для рутинной оценки населения. Поскольку глаз является продолжением центральной нервной системы, изучение его изменений может привести к разработке ряда неинвазивных дифференциальных диагностических тестов для выявления пациентов с БА на ранних стадиях. В последние годы появление поддающихся количественной оценке методов визуализации с высоким разрешением, которые являются неинвазивными, быстрыми и широкодоступными, открыло новую область окулярно-нейронной визуализации. В данной статье мы проводим обзор современных зарубежных и отечественных исследований некоторых глазных биомаркеров и методов их исследования, которые потенциально могут быть использованы в ранней диагностике болезни Альцгеймера.
Цель исследования. Изучить клинико-психологические и нейровизуализационные характеристики хронической головной боли напряжения (ХГБН) у лиц пожилого возраста.
Материалы и методы. Обследованы 92 пациента с ХГБН (37 мужчин и 55 женщин в возрасте 55–74 лет). Контрольную группу составили 53 человека (21 мужчина и 32 женщины аналогичного возраста), не имевших неврологических жалоб, в том числе на головную боль. Интенсивность боли оценивали по 10-балльной визуальной аналоговой шкале. Выраженность неврологической симптоматики определяли по шкале NIH-NINDS. Для исследования когнитивных функций использовали скрининговую шкалу оценки психического статуса КШОПС и батарею тестов для оценки лобной дисфункции БТЛД. Память оценивали по результатам субтеста «Память» КШОПС и теста «10 слов». Уровень внимания исследовали с помощью пробы Шульте, беглость речи – в субтесте «Беглость речи» БТЛД и в тесте вербальных ассоциаций, зрительно-пространственные функции оценивали с помощью теста рисования часов. Магнитно-резонансную томографию головы проводили на томографе Magnetom Impact Expert (Siemens, Германия) с напряженностью магнитного поля 1,5 Тл в Т1- и Т2-режимах. Определяли локализацию и выраженность лейкоареоза, признаки наружной и внутренней атрофии мозга, измеряли линейные размеры передних рогов и центральных отделов тел боковых желудочков, вычисляли индексы передних рогов и тел боковых желудочков.
Результаты. Пациенты с ХГБН характеризовались клинической и когнитивной гетерогенностью – частой нестандартной характеристикой боли, выраженным полиморфизмом алгических проявлений, высокой частотой коморбидных расстройств, когнитивной дисфункции и соматической отягощенности, высокой представленностью лейкоареоза, наружной и внутренней гидроцефалии по данным МРТ-исследования.
В статье отражены результаты анализа значимых российских и зарубежных литературных данных на тему развития церебрального инсульта на фоне злокачественных новообразований и выявления специфических факторов риска острых сосудистых поражений мозга у больных с онкологическими заболеваниями.
Цель. Анализ литературных данных о церебральном инсульте и специфических факторах риска его развития у больных со злокачественными новообразованиями.
Материалы и методы. Изучались российские и зарубежные литературные источники по тематике влияния онкопатологии на возникновение церебрального инсульта.
Результаты. Наличие злокачественного новообразования, по-видимому, является независимым фактором риска смерти больных с инфарктом мозга, а ее риск одинаков у мужчин и женщин. Основным звеном острого ишемического повреждения мозга у больных с ЗНО является экспрессия тканевого фактора, запускающего каскад свертывания с повышением уровня D-димера и других продуктов деградации фибрина. Риск инсульта наиболее высок в первые 3 мес. после выявления опухоли и значительно снижается к году.
Выводы. Научные исследования влияния онкопатологии на развитие церебрального инсульта в основном касаются изучения гемостаза без оценки его тромбоцитарного компонента и типа онкопатологии у данной категории больных, но недостаточно отражают структуру острых нарушений мозгового кровообращения. Анализ литературы показал отсутствие исследований связи частоты инсультов с гистологическими и иммуногистохимическими данными.
Целью данного обзора является анализ данных современной литературы по патологическим постуральным позам при нейродегенеративных заболеваниях. В данном обзоре собраны данные о распространенности, клинической картине и лечении аксиальных постуральных деформаций при паркинсонизме и других нейродегенеративных заболеваниях. Рассмотрены возможные патофизиологические механизмы, требующие дальнейшего изучения. Постуральные деформации были разделены в соответствии с тем, в какой плоскости преобладает деформация – в сагиттальной или фронтальной. Наиболее частыми патологическими постуральными позами при нейродегенеративных заболеваниях являются камптокормия, синдром Пизанской башни, антеколлис, ретроколлис и сколиоз. Эпидемиологические исследования патологических постуральных поз при различных нейродегенеративных заболеваниях необходимы для понимания частоты встречаемости этих состояний в популяции и для выявления и описание новых типов поз. Исследование патомеханизма каждой конкретной патологической позы у конкретного больного необходимо для понимания тактики ведения этого больного. Применение реабилитационных схем медикаментозной и немедикаментозной терапии, в зависимости от типа течения и выраженности патологической постуральной позы, поможет предотвратить это часто необратимое состояние и снизить количество осложнений, например падений, у пациентов с нейродегенеративными заболеваниями.
ТЕЗИСЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ К XVIII МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ВЕЙНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ» (10–12 ФЕВРАЛЯ 2022 Г., МОСКВА)
ISSN 2949-2807 (Online)