Используя авторскую методику определения многомерных связей ионизированного кальция в персональных наблюдениях у 82 пациентов на основе анализа панели соотношений показателей водно-электролитного обмена, установлено, что гиперкальциемия в структуре этих соотношений может включать в себя показатели обмена костной ткани, при этом отличаясь по своим характеристикам. В обсуждении авторы приводят современные литературные источники, обосновывающие установленные отличия в структуре комплексов многомерных связей. Также полученные результаты указывают на возможность проявления признаков изменений баланса B-cross Laps и TP1N с высокой силой в комплексе с влиянием кальция при сохранении абсолютных значений последнего в пределах референсных значений нормы. Авторы полагают, что в этих случаях имеются признаки высокого функционального напряжения механизмов, способствующих поддержанию значений аналита в пределах нормы. Обобщая результаты анализа выделенных наблюдений, авторы полагают, что механизмы, участвующие в регуляции костного обмена, можно условно разделить на два уровня: местные и межсистемные (в частности, с участием субпопуляций лейкоцитов). Если первый уровень (прежде всего ремоделирование) слабо коррелировал с влиянием на этот процесс субпопуляций лейкоцитов, то второй, отличавшийся существенными сдвигами баланса остеосинтеза и остеолизиса, включал в себя признаки избирательной активации отдельных субпопуляций лейкоцитов. В заключение авторы приходят к выводу, что использование предложенного метода визуализации многомерных связей позволяет определять патогенетические особенности формирования гиперкальциемии в индивидуальных случаях. Одновременно с этим, при наличии большой базы данных на электронных носителях, методика визуализации многомерных связей может быть предложена в качестве, по крайней мере, «экспресс»-метода «опознания» отличающихся «образов» по структуре панели соотношения электролитов без фактического определения остеомаркеров и других сложных и дорогостоящих методик определения аналитов, отражающих остеообмен.
В статье определены референсные интервалы для активированного частичного тромбопластинового времени, протромбина по Квику, МНО, тромбинового времени, фибриногена, антитромбина и II, V, VII, VIII, IX, X, XI и XII факторов свертывания согласно существующим стандартам на автоматическом анализаторе гемостаза Sysmex CS‑2000i.
Цель исследования. Определить референсные интервалы для рутинных и специфических параметров системы гемостаза, которые могут варьировать в зависимости от типа аналитической системы и используемых для диагностики реагентов.
Материалы и методы. После получения добровольного информированного согласия от доноров на медицинское обследование и донацию крови образцы крови были получены от 100 здоровых доноров обоих полов: 64 (64%) мужчин и 36 (36%) женщин. В работе использовали анализатор гемостаза Sysmex CS‑2000i (Sysmex, Япония) и реагенты компании Siemens (Siemens Healthcare, Германия).
Результаты. Полученные данные были сопоставлены с литературными данными и данными, представленными в инструкциях к используемым реагентам. Полученные результаты для активированного частичного тромбопластинового времени (23,59–35,69 с), фибриногена (1,67–3,59 г/л) и антитромбина (67,65–114,89%) сопоставимы с имеющимися данными, данных по другим исследуемым параметрам гемостаза для анализатора Sysmex CS‑2000i и используемых в работе реагентов нет. Полученные референсные интервалы согласуются с рекомендациями компании-производителя.
Выводы. Референсные интервалы значительно различаются в зависимости от используемых аналитических систем и наборов реагентов, что подтверждает необходимость локального выведения или валидацию референсных интервалов для каждой конкретной лаборатории.
Введение. Одной из наиболее перспективных и удобных для применения в практике моделей оксалатного уролитиаза на грызунах является модель с внутрибрюшинным введением оксалата натрия (NaOx).
Цель исследования. Описание процесса формирования уролитиаза у экспериментальных животных в контексте изменений ионного баланса на различных этапах формирования патологии.
Материалы и методы. Моделирование нефролитиаза проводили на самцах аутбредных лабораторных мышей ICR (CD‑1) посредством внутрибрюшинного введения раствора оксалата натрия (NaOx). Методом капиллярного электрофореза определяли ионный состав мочи и сыворотки крови мышей из контрольной и экспериментальной группы. Тяжесть патологии оценивали по наличию кристаллов оксалатов в осадке мочи, и по гистологическим данным.
Результаты и выводы. Через 4 часа и 24 часа после введения NaOx наблюдали увеличение содержания ионов Na и Ca на фоне снижения уровня ионов К, NH4, Mg, что можно расценивать как депрессию канальцевой реабсорбции и секреции.
Хроническая болезнь почек (ХБП) относится к числу наиболее распространенных патологий во всем мире. При ХБП увеличивается сердечно- сосудистый риск и повышается смертность. В представленной статье изложена роль гомоцистеина как лабораторного маркера почечной недостаточности и развития сердечно-сосудистых заболеваний. Гомоцистеин – это тиолсодержащая аминокислота, представляющая собой промежуточный продукт обмена метионина, который метаболизируется двумя путями: за счет переноса сульфатной группы, происходящего в присутствии витамина B 6, или реметилирования, происходящего в присутствии витамина B 12 и фолиевой кислоты. В норме у взрослого человека концентрация общего гомоцистеина в плазме крови не превышает 15 мкмоль/л. Показано, что при ХБП гипергомоцистеинемия наблюдается еще на начальных стадиях и ее частота увеличивается на пред- и диализных этапах заболевания. Гипергомоцистеинемия провоцирует дисфункцию эндотелия, ускоряет системный атеросклероз, повышает риск атеротромботических осложнений. Оценка уровня гомоцистеина в плазме крови может быть полезной в стратификации нефрокардио- и цереброваскулярного риска при ХБП.
Введение. Ранее была описана отечественная методика определения генотипов вируса гепатита В (ВГВ) и субтипов поверхностного антигенаВГВ (HBsAg) в HBsAg-положительных образцах сыворотки крови с панелью моноклональных антител (МАТ) методом иммуноферментногоанализа (ИФА). В рутинной лабораторной практике результаты выявления HBsAg получают в единицах оптической плотности (ОП).
Цель работы. Описать алгоритм отбора образцов для иммуноферментного гено- и субтипирования ВГВ с панелью МАТ.Материалы и методы. В работе исследовали 40 образцов сыворотки крови с положительными результатами определения HBsAg. Генотипы ВГВи субтипы HBsAg устанавливали с помощью четырех различных конъюгатов МАТ с пероксидазой хрена по методике ИФА, описанной ранее.
Результаты и обсуждение. В образцах с ОП менее 2,0 о. е. и подтверждением наличия HBsAg после единственного подтверждающегоисследования (n = 19) генотипы ВГВ / субтипы HBsAg не установлены. В образцах с ОП выше 2,0 о. е. и верификацией наличия антигена пристандартном режиме регистрации (n = 15) иммуноферментное гено- и субтипирование ВГВ оказалось эффективным в 27 % случаев (4/15); для образцов с верификацией HBsAg, проведенной при вспомогательном измерении (n = 6), эффективность методики составила 100 %. С помощью панели МАТ в ИФА изучены характеристики ВГВ 10 образцов с наличием HBsAg: генотип D ВГВ (n = 10), субтипы ayw2 (n = 7), ayw3 (n = 3).
Выводы. Для наиболее эффективного применения методики гено- и субтипирования ВГВ с помощью панели МАТ в ИФА следуетиспользовать образцы HBsAg+ с ОП более 2,0 о. е. в скрининге и верификацией наличия антигена при вспомогательном режимерегистрации результатов.
Актуальность. Ведущее место в структуре соматической патологии ликвидаторов занимают болезни системы кровообращения. Ожирение, признаки астенизации, вегетососудистых расстройств, которые выявлялись при многочисленных исследованиях, позволяют предположить наличие гипогонадизма у этой категории пострадавших. Дефицит половых гормонов рассматривается в качестве важного звена формирования неинфекционных заболеваний, что и определило актуальность исследования.
Цель. Провести ретроспективную оценку изменения гормональных показателей эндокринной оси «гипофиз – половые гормоны» и оценить влияние частичного андрогенного дефицита на формирование болезней системы кровообращения в динамике обследования у ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Материалы и метод. Гормональные показатели гипофизарно-гонадной эндокринной оси исследовались методом иммунохимического анализа у 1065 мужчин, участвовавших в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1986–1987 годах, объединенных в группы в зависимости от периода обследования с 1994 по 2019 год, и в контрольных группах. Средний возраст пациентов при въезде в чернобыльскую зону был 33,6 (0,8) года.
Результаты. Через 7 лет после аварии у ликвидаторов в 13,1 % случаев выявляется дефицит половых гормонов, к 33 годам наблюдения доля таких пациентов увеличивается в 4,6 раза. Дефицит половых гормонов через 7 лет после аварии выявлен у мужчин относительно молодого возраста, корреляционной зависимости уровня тестостерона от концентрации гонадотропинов и пролактина не установлено. Достоверное по отношению к группе контроля повышение пролактина у ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС сохраняется в течение 12 лет после аварии. Через 30–33 года после аварии у участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС значимы возрастные изменения гормональных показателей, среди которых основной – частичный андрогенный дефицит.
Выводы. Выявляемый стойкий дисбаланс гормонов гипофизарно-гонадной эндокринной оси на момент 1994–1998 годов способствовал клинической манифестации болезней системы кровообращения у ликвидаторов – мужчин среднего возраста, клиническая симптоматика, с другой стороны, усугубляла разноплановые сдвиги в функционировании этой эндокринной оси регуляции. В более поздний период наблюдения к 30–33 годам после аварии снижение уровня андрогенов сопровождалось стойким ростом болезней системы кровообращения у ликвидаторов.
Курение сигарет уже давно считается фактором риска сердечно-сосудистых заболеваний и основной предотвратимой причиной смерти и инвалидности в развитых и развивающихся странах. Известно, что курение может вызывать эндотелиальную дисфункцию и гемодинамические дефекты, такие как артериальная жесткость. Среди различных суррогатных маркеров сердечно-сосудистого риска артериальная жесткость играет центральную роль и является сильным независимым предиктором сердечно-сосудистых событий, помимо классических сердечно-сосудистых факторов риска. В данном обзоре представлены основные механизмы, объясняющие развитие жесткости артерий при курении, представлены различные варианты лечения артериальной жесткости как терапевтической мишени для курильщиков с кардиореспираторной коморбидностью.
ISSN 2949-2807 (Online)