Preview

Медицинский алфавит

Расширенный поиск
№ 20 (2022): Современная функциональная диагностика (3)
Скачать выпуск PDF

СОВРЕМЕННАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА 

8-15 170
Аннотация

В Российской Федерации по данным официальной статистики в 2021 году было проведено 154,2 миллиона функциональных исследований, что превысило более чем в 1,5 раза уровень аналогичных исследований в 2011 году – 86, 4 миллиона. Представлен анализ исследований по всем направлениям функциональной диагностики. Пандемия «Ковид-19» явилась причиной кратковременного снижения числа исследований в 2020 году, с возвратом к прежним значениям в 2021 году. Отмечено снижение числа сложных исследований сердечно-сосудистой системы с использованием нагрузочного тестирования и комплексных диагностических исследований.

16-22 480
Аннотация

Представлен обзор нового технического стандарта Европейского респираторного общества и Американского торакального обществ 2022 года по интерпретации рутинных легочных функциональных тестов: спирометрии, бодиплетизмографии и определения диффузионной способности легких. В первой части обсуждаются общие вопросы, выбор должных величин, определение границ нормальных значений показателей и оценки бронходилатационного ответа.

24-28 110
Аннотация

Цель. Оценить корреляцию значений деформации левого предсердия (ЛП) у больных с фибрилляцией предсердий (ФП), подвергшихся кардиоверсии (КВ), с рецидивом ФП, госпитализацией или смертью в ранние и поздние сроки после проведения кардиоверсии.

Материал и методы. Обследовано 85 пациентов Университетской клинической больнице № 1 Сеченовского Университета: 30 мужчин (35,3 %) и 55 женщин (64,7 %), средний возраст 70±8 лет. Пациентам при поступлении в стационар после КВ проводили спекл- трекинг ЭхоКГ, определяли параметры деформации ЛП и индекс жесткости ЛП; через 1, 3, 6 мес выявляли рецидив ФП, факт госпитализации по сердечно- сосудистым причинам, смерть.

Результаты. За время наблюдения умерло 4 человека, зарегистрировано 37 госпитализаций в связи с рецидивом ФП, у семерых развилась длительно персистирующая/постоянная форма ФП. Предикторами, ассоциированными с наступлением неблагоприятных событий на 3-м месяце, явились: снижение негативного пика в 4-камерной позиции (отношение шансов (ОШ) 1,26, 95 % доверительный интервал (ДИ) 1,05, 1,51; р=0,009), снижение деформации ЛП в 4-камерной позиции (ОШ 0,85, ДИ 0,75, 0,96; р=0,007), снижение позитивных пиков стрейна в 4-камерной позиции (ОШ 0,44, ДИ 0,25, 0,77; р<0,001). При анализе данных шестого месяца наблюдения предикторами явились: снижение негативного пика стрейн в 4-камерной (ОШ 1,33, ДИ 1,05, 1,69, р=0,009) и 2-камерной (ОШ 1,23, ДИ 1,01, 1,5; р=0,029) позициях, снижение глобального продольного стрейна ЛП (ОШ 0,83, ДИ 0,72, 0,95; р=0,004), высокий индекс жесткости левого предсердия (ОШ 15,3, ДИ 6,56, 35,9; р<0,001).

Заключение. Оценка параметров деформации ЛП может быть перспективной у пациентов с ФП после КВ, поскольку их снижение хорошо коррелирует с риском наступления неблагоприятных событий в отдаленном периоде (3 и 6 месяцев после КВ).

29-35 80
Аннотация

Цель: поиск критериев оценки связи динамики состояния больного легочной гипертензией по данным клинико- инструментального обследования с динамикой суточной вариабельности его синусового ритма.

Материал и методы. В исследование включены 25 пациентов c идиопатической легочной гипертензией (ИЛГ) и 25 пациентов c хронической тромбоэмболической легочной гипертензией (ХТЭЛГ), которые обследовались дважды при двух разных госпитализациях: до лечения и через 6–18 месяцев для оценки эффективности лечения (всего 50 пар обследований). Во всех обследованиях оценивали суточную ВСР по данным ХМ ЭКГ. Функциональное состояние определяли комплексно с учетом ФК (ВОЗ) ЛГ и дистанции, пройденной в тесте 6-минутной ходьбы. У всех больных определяли площадь правого предсердия по данным ЭхоКГ. У 15 из 50 больных при двух обследованиях проводилась катетеризация правых отделов сердца (КПОС) с определением давления в правом предсердии (ДПП), в правом желудочке, в легочной артерии и давления заклинивания в легочной артерии, а также оксиметрии с определением сатурации смешанной венозной крови кислородом (SvО2) и сердечного индекса (СИ). Параметры суточной ВСР определяли с использованием модификации метода АВСР-ВКР, учитывающего наличие на ритмограмме двой ных изломов. Динамику параметров суточной ВСР сопоставляли с динамикой функционального состояния, SПП, а также (в 15 случаях) – с динамикой среднего ДПП (срДПП), СИ и SvO2.

Результаты. (1) Прослеживается связь между динамикой результатов комплексной оценки функционального состояния больных ЛГ и динамикой параметров их суточной ВСР. Отражением этого является как большой процент случаев с однонаправленной динамикой функционального состояния и ВСР, так и малое число случаев с разнонаправленной динамикой. Особенно явно эти тенденции проявляются при лечении больных с ИЛГ. (2) Имеет место высокий процент совпадений динамики ВСР и площади правого предсердия (SПП) по данным ЭхоКГ, причем этот процент наиболее высок (при малом числе случаев с разнонаправленной динамикой) в группе ХТЭЛГ. (3) В большинстве случаев КПОС выявлено соответствие динамики ВСР динамикам сатурации смешанной венозной крови кислородом (SvО2) и сердечного индекса (СИ).

Вывод. Анализ ВСР на длительных промежутках времени у больных ЛГ можно использовать для оценки не только текущего состояния пациента, но и динамики функционального состояния пациента, отражающей эффективность проводимого лечения.

36-42 79
Аннотация

Первое гемодинамическое определение легочной гипертензии (ЛГ) было дано на одноименном Всемирном симпозиуме по ЛГ (WSPH, 1973) в Женеве как увеличение среднего давления в легочной артерии (ДЛАср) в покое >25 мм рт. ст., измеренного методом катетеризации. С 2004 г. в определение ЛГ помимо увеличения ДЛАср в состоянии покоя был включен и «нагрузочный» критерий: ДЛАср при физической нагрузке (ФН) >30 мм рт.ст. Однако на 4-м Симпозиуме WSPH в 2008 г. ввиду неопределенности взаимосвязи между возрастными изменениями сердечного выброса (СВ) при нагрузке и физиологии легочных сосудов, в частности легочного сосудистого сопротивления (ЛСС), данный критерий был исключен.

Учитывая тот факт, что давление в легочной артерии в покое повышается только при условии отсутствия ≥50 % легочной микроциркуляции, для наиболее раннего выявления заболевания целесообразным представляется использовать факторы, ведущие к увеличению сердечного выброса и повышению ЛСС. Более того, в клинической практике нередкими являются случаи манифестации ЛГ именно при ФН. В отсутствие консенсуса относительно определения стресс- индуцированной ЛГ данное состояние предлагается констатировать у лиц с нормальным средним давлением в легочной артерии (ДЛАср< 25 мм рт. ст.) в покое и увеличением ДЛАср> 30 мм рт. ст. при физической нагрузке (ФН), а также легочного сосудистого сопротивления (ЛСС) >3 ед. Вуда (WU).

43-47 108
Аннотация

Цель. Изучить особенности атеросклероза и признаки нестабильности АСБ в сонных артериях с помощью ультразвукового дуплексного сканирования у лиц старческого возраста с инфарктом миокарда или нестабильной стенокардией.

Материал и методы. В исследование были включены 87 пациентов с ОКС и 78 пациентов без ОКС в возрасте 75 лет и старше. На 2–5 сутки после госпитализации проводилось ультразвуковое дуплексное сканирование сонных артерий с помощью ультразвуковой системы Philips EPIQ5 с использованием линейного датчика L12–3. Оценивались количественные и структурные показатели атеросклероза сонных артерий.

Результаты. Частота выявления АСБ в сонных артериях у пациентов с ОКС была выше, чем у больных без ОКС – 78 и 67 % (р=0,179). В группе больных с ОКС при сравнении с группой пациентов без ОКС чаще были выявлены признаки нестабильности АСБ: гетерогенная структура – 28,8 и 19,3 % (р=0,017), гипоэхогенный компонент – 39,2 и 9,9 % (р<0,001), неровная поверхность – 46,3 и 8,2 % (р<0,001), локальный кальциноз – 14,2 и 7 % (р=0,001), при этом признаки изъязвления АСБ были обнаружены только в группе пациентов с ОКС – 1,9 % (р=0,412). Встречаемость АСБ у мужчин была выше в группе больных с ОКС при сравнении с пациентами без ОКС, что составило 36,2 и 23,4 % соответственно (р=0,003); среди женщин – выше в группе пациентов без ОКС при сравнении с группой больных с ОКС – 76,6 и 63,8 % (р=0,003).

Выводы. Среди пациентов старческого возраста АСБ в сонных артериях встречались чаще в группе больных с ОКС, при этом среди данной группы пациентов достоверно чаще наблюдались АСБ с признаками нестабильности.

48-51 115
Аннотация

Введение. УЗИ периферических нервов помогает в дифференциальном диагнозе бокового амиотрофического склероза (БАС) и курабельных заболеваний, имеющих схожую клиническую картину. Так при БАС площадь поперечного сечения (ППС) нервов рук и спинномозговых нервов не меняется или даже уменьшается в сравнении со здоровыми, тогда как при клинически схожем состоянии – мультифокальной моторной нейропатии (ММН) ППС нервов увеличивается и имеет характерный УЗ-паттерн изменений в виде увеличения ППС в проксимальных отделах нервов рук и спинномозговых нервов плечевого сплетения.

Цель исследования. Сравнить ППС нервов рук и спинномозговых нервов плечевого сплетения у здоровых и у пациентов с БАС и ММН.

Материалы и методы. Проведено УЗИ периферических нервов рук и спинномозговых нервов с 2-х сторон у 31 пациента с БАС и 25 пациентов с ММН. В контрольную группу вошли 92 здоровых не имеющие заболеваний нервной системы, а также состояний, потенциально вызывающих поражение периферической нервной системы. Исследование проводилось на ультразвуковом сканере «Sonoscape S20» (Китай) линейным датчиком 8–15 МГц.

Результаты. Средние значения ППС нервов рук и спинномозговых нервов плечевого сплетения у пациентов с БАС и в группе контроля в основном не отличались. Однако отмечалось увеличение ППС срединного нерва на уровне плеча слева на 23 %, лучевого нерва справа – на 24 %, а также локтевого нерва слева на уровне запястья на 33 % в группе БАС по сравнению с контрольной группой. ППС нервов у пациентов с ММН была достоверно больше, чем у пациентов с БАС и по сравнению с контрольной группой. При этом увеличение нервных стволов наблюдалась в проксимальных отделах нервов рук и спинномозговых нервов плечевого сплетения с 2-х сторон.

Выводы. Ультразвуковое исследование периферических нервов является надежным инструментом дифференциальной диагностики состояний, имитирующих БАС, и может широко использоваться в рутинной клинической практике.

52-60 176
Аннотация

В данном обзоре приведена актуальная информация о практически значимых методах оценки внешнего дыхания у детей разного возраста с учетом их физиологических возможностей; в публикуемой первой части обзора уделено внимание методикам, основанных на изучении спокойного (нефорсированного) дыхания у детей раннего возраста (флоуметрии спокойного дыхания, компьютерной бронхофонографии, импульсной осциллометрии); данная информация предназначена для врачей функциональной диагностики, врачей-пульмонологов, неонатологов и педиатров.

62-65 192
Аннотация

Электроэнцефалография (ЭЭГ) по-прежнему остается основным способом оценки функционального состояния головного мозга. В амбулаторной практике наиболее распространен один из её видов – краткосрочная или «рутинная ЭЭГ», под которой понимают регистрацию церебральной активности до 30 минут с проведением функциональных проб. Представленный нами ранее «Опрос российских врачей о проведении рутинной электроэнцефалографии» показал значительную вариабельность методологии выполнения этого исследования и вызвал научную дискуссию. Так, в статье Л. Б. Иванова «Кризис количественной электроэнцефалографии» было высказано критическое мнение о необходимости проведения подобных опросов, выбранных для них референсными параметрами функциональных проб, и недостаточном образовании врачей функциональной диагностики, особенно в сфере использования количественной ЭЭГ для диагностики психической патологии.

В статье приведены новые аргументы относительно целесообразности четкой дефиниции понятий и необходимости разработки официальных методических рекомендации по проведению различных вариантов ЭЭГ в соответствии с клиническими рекомендациями по диагностике и лечению отдельных нозологий.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-5631 (Print)
ISSN 2949-2807 (Online)