ДИАГНОСТИКА И ОНКОТЕРАПИЯ
Ингибиторы циклин-зависимых киназ 4/6 (иCDK4/6) являются общепризнанным стандартом лечения люминального HER2-негативного метастатического рака молочной железы (ЭР+HER2- мРМЖ). Данные рандомизированных и наблюдательных исследований доказали высокую эффективность комбинации иCDK4/6 с гормонотерапией (ГТ) как в 1-й, так и в последующих линиях. Интеграция новых препаратов в реальную клиническую практику определяется целым рядом факторов, включая информированность врачей, их личный опыт и субъективные предпочтения, а также финансовое обеспечение и доступность лекарства в конкретном регионе. Для оценки частоты назначения иCDK4/6, а также других видов лечения в 1–2-й линиях терапии ЭР+ HER2- мРМЖ в реальной клинической практике в России, а также определения факторов и предпочтений врачей, влияющих на их выбор, Национальным обществом онкомаммологов (НАОМ) был проведен опрос специалистов-онкологов «Прометей». На сайте anketolog.ru с 15 февраля по 30 августа 2023 года проводилось веб-анкетирование специалистов здравоохранения, которые занимаются лечением пациенток с мРМЖ. Приглашение к анкетированию разослали по базе данных НАОМ, получено и обработано 112 анкет. Ранее, в 2020 г., с такой же целью на территории Российской Федерации проводился подобный опрос. В данной работе мы представляем результаты обновленного и расширенного опроса и оцениваем изменения, произошедшие за последние 3 года в реальной клинической практике.
Результаты проведенного опроса 2023 года показали, что за последние 3 года среди практикующих врачей повысился уровень «доверия» к иCDK4/6, расширились показания к их применению, в том числе при висцеральных метастазах (и даже при угрожающем висцеральном кризе), сузились показания к назначению ХТ в 1-й линии. При прогрессировании заболевания на фоне моноГТ в 1-й линии большинство опрошенных назначают иCDK4/6 во 2-й. Очевидно, что более широкое применение иCDK4/6 связано не только с накоплением клинических знаний и опыта, но и с улучшением лекарственного обеспечения. Тем не менее по-прежнему основными ограничениями к назначению иCDK4/6 остаются недостаточное финансирование и организационные сложности. Необходимо отметить, что 1/5 часть опрошенных не сталкивается с какими-либо ограничениями и широко назначает комбинированную терапию
Воспалительные процессы в молочной железе (МЖ) не теряют своей актуальности, частота встречаемости достигает 16% среди всех заболеваний МЖ. Среди них выделяют нелактационный мастит (НМ) – воспаление в молочной железе вне периода беременности и лактации [1]. При несвоевременном и нерадикальном лечении острых форм происходит переход в хроническую, с формированием в очаге воспаления бактериальной биопленки и толстой рубцовой капсулы после многократных хирургических вмешательств, что обусловлено порочным кругом. Клиническая картина нелактационного хронического мастита в большинстве случаев напоминает диффузную (маститоподобную, отечно-инфильтративную) форму рака МЖ (РМЖ), что и определяет дифференциально-диагностические трудности при обращении к врачу как при первичном обращении, так и при рецидиве. С данной проблемой сталкиваются врачи разных специальностей: онкологи, хирурги, гинекологи, терапевты, специалисты лучевой и рентгенологической диагностики [2, 3]. Лучевая диагностика всегда является золотым стандартом в диагностике заболеваний молочных желез, однако имеет ряд недостатков при воспалительном процессе в молочной железы, и в ряде случаев приоритет стоит отдавать ультразвуковому методу исследования [4]. Благодаря совокупной интерпретации клинических данных и результатов ультразвукового исследования (УЗИ) необходимо оценивать следующие параметры: толщину кожного покрова, премаммарную жировую клетчатку, структуру железистой паренхимы МЖ, наличие и границы воспалительного инфильтрата/инфильтратов в ткани МЖ; формирование зон «разрежения», микроабсцессов и/или уже сформированных «сливных» полостей абсцессов, характер содержимого жидкостных полостей (однородность/неоднородность), наличие пиогенной капсулы, а также границы воспаления/абсцедирования с неизмененной тканью МЖ, учитывая возможные микроочаги вне основного массива изменений (по типу «сателлитов», «жидкостных отрогов»). Важными являются анализ состояния протоковой системы МЖ (расширение диаметра протоков, внутрипросветное содержимое) и возможная связь протоков с участками абсцедирования, которая может являться предиктором дальнейшего распространения процесса, рецидива или переход в хроническую форму [5]. Однако не всегда бывает классическая ультразвуковая картина гнойного очага в молочной железе [4, 6–9].
Цель исследования. Выделить наиболее информативные комбинации малых некодирующих молекул РНК (миРНК), сопряженные со злокачественными образованиями щитовидной железы (ЩЖ) у пациентов с узловыми образованиями при неопределенном заключении по материалам тонкоигольной аспирационной биопсии (ТАБ) и отсутствием генных мутаций.
Материалы и методы. В исследование включены 83 пациента с узловыми образованиями ЩЖ по результатам ультразвукового исследования с неопределенным цитологическим заключением по материалам ТАБ (III–V категория по классификации Bethesda) и отсутствием мутаций V600Е гена BRAF, генов NRAS, HRAS, KRAS при молекулярно-генетическом исследовании аспирата. Методом ПЦР реального времени в аспирате определена экспрессионная активность миРНК. С помощью кластерного анализа выделены однородные группы миРНК, сопряженные со злокачественным поражением ЩЖ у пациентов.
Результаты. В клетках узловых образований ЩЖ, полученных при ТАБ, со злокачественным поражением сопряжено усиление экспрессионной активности миРНК‑146b,–221,–222,–885–5p и снижение экспрессии миРНК‑455–3p и миРНК‑574–3p. Реципрокные изменения экспрессионной активности в парах миРНК‑146b/миРНК‑574–3р, миРНК‑221/миРНК‑455–3р, миРНК‑222/миРНК‑574–3р, миРНК‑885–5р/миРНК‑574–3р более информативны при дифференциальной диагностике доброкачественных и злокачественных образований ЩЖ, чем оценка экспрессии отдельных миРНК.
Вывод. При неопределенном цитологическом заключении по материалам ТАБ узловых образований ЩЖ (III–V категории по классификации Bethesda) иотрицательных результатах молекулярно-генетического исследования в отношении мутаций генов дальнейший диагностический поиск рекомендуется направить на определение экспрессии в аспирате миРНК‑146b,–221,–222,–885–5p,–455–3p,–574–3p
За 20 лет исследуемого периода в Югре наблюдается рост стандартизованного показателя заболеваемости раком легкого. Риск развития рака легких тесно связан с факторами внешней среды, главными из которых являются: табакокурение и загрязнение атмосферного воздуха канцерогенами. Нами были изучены среднегодовые концентрации загрязняющих атмосферный воздух веществ и стандартизованные показатели заболеваемости раком легкого у женщин и мужчин на территориях округа. В результате проведенного кросс-корреляционного анализа было получено, что отсроченная взаимосвязь заболеваемости раком легкого и среднегодовых концентраций формальдегида в атмосферном воздухе у мужчин и женщин проявляется спустя 10–16 лет воздействия, фенола спустя 13–17 лет после воздействия, диоксида азота спустя 14–15 лет после воздействия.
Ингибиторы протонной помпы (ИПП) являются бесспорными лидерами в терапии кислотозависимых заболеваний. В реальной клинической практике в последние десятилетия использование ИПП растет в геометрической прогрессии. Долгое время ИПП считались полностью безопасными лекарственными веществами как для краткосрочного, так и для длительного применения. Однако в современных клинических рекомендациях и обзорах и метаанализах текущего десятилетия, посвященных безопасности применения ИПП, отмечается, что при назначении ИПП в больших дозах на длительный срок следует учитывать возможность развития многочисленных побочных эффектов. Нами проведен поиск в информационных базах PubMed и Scopus публикаций, посвященных безопасности применения ИПП, включавший источники до 01.12.2023. В рамках обзора затронуты вопросы лекарственного взаимодействия ИПП с химиотерапевтическими препаратами, что, безусловно, следует учитывать в реальной клинической практике. Кроме этого, в последних обзорах и метаанализах рассматриваются такие побочные эффекты долгосрочного применения ИПП, как повышенный риск инфекции (инфекция Clostridium difficile, внебольничная пневмония), электролитные нарушения, поражения почек, повышенный риск переломов бедра, запястья и позвонков; повышенный кардиоваскулярный риск и ряд других, которые также могут оказать неблагоприятное влияние на прогноз у онкологических пациентов. Риск развития рака желудка при длительной терапии ИПП можно рассматривать в качестве вероятного побочного эффекта, поскольку наличие их связи с приемом ИПП не отрицается и не подвергается сомнению в последних обзорах и метаанализах. В отношении повышенного риска других онкологических заболеваний еще сохраняется неопределенность, поскольку есть публикации, не подтверждающие наличия их связи с применением ИПП. Однако представленный обзор, несмотря на ряд противоречий, позволяет сделать вывод, что повышенный онкологический риск при длительном применении ИПП реален и его необходимо учитывать при назначении ИПП на длительный срок.
Экстрагастроинтестинальные стромальные опухоли (ЭГИСО) – редкие поражения мезенхимальных новообразований, составляющие менее 1 % первичных новообразований пищеварительного тракта. Только в 10 % случаев ЭГИСО могут поражать любой сегмент желудочно-кишечного тракта и возникать в других местах (сальник, брыжейка или забрюшинное пространство, ГИСО, возникающие из поджелудочной железы). На каждый миллион населения приходится около 14 пациентов [1–3]. На сегодняшний день опубликовано более 190 случаев. Мы представляем редкий случай огромной мезентериальной экстрагастроинтестинальной стромальной опухоли, представленной в виде перитонеальной массы у 53-летнего пациента.
Учитывая неудовлетворительные результаты лечения диссеминированного рака желудка (дРЖ), остается актуальным вопрос о поиске новых опций лекарственного лечения. Согласно некоторым литературным данным, применение химиотерапевтического триплета в первой линии улучшает показатели выживаемости пациентов. В промежуточном анализе проспективного рандомизированного исследования III фазы рассматривается сравнение химиотерапевтических режимов mFOLFIRINOX и mFOLFOX6 в первой линии лечения HER2-негативной аденокарциномы желудка. При промежуточном анализе достоверно выявить различия между пациентами, получившими mFOLFIRINOX или mFOLFOX6, в отношении первичной конечной точки мВБП удалось лишь в группе больных с диссеминацией процесса в забрюшинные лимфоузлы. В целом по результатам данной работы можно сделать вывод, что большинство пациентов не нуждается в интенсификации первой линии лечения аденокарциномы желудка в виде проведения химиотерапии в режиме mFOLFIRINOX. Однако окончательные выводы об эффективности тройной комбинации позволят сделать лишь финальные результаты по завершении всего исследования.
Общая заболеваемость раком печени в Республике Северная Осетия – Алания за последние пять лет остается стабильной. При этом первичное выявление данной патологии происходит на стадии распространенного процесса, что ограничивает возможности условно-радикальной терапии. В республиканском онкологическом диспансере накоплен опыт применения препарата ленватиниб при распространенном и метастатическом гепатоцеллюлярном раке. В реалиях небольшого регионального диспансера приходится искать баланс эффективности и доступности терапевтических решений для обеспечения всех нуждающихся пациентов. В данной статье был проведен одноцентровый ретроспективный анализ эффективности и безопасности применения ленватиниба как без предшествующей терапии, так и после прогрессирования на 1-й линии в условиях реальной клинической практики у пациентов с гепатоцеллюлярным раком на базе Республиканского онкологического диспансера РСО – Алания. Всего в анализ включены 18 пациентов с ГЦР, получавших ленватиниб в монотерапии. 11 (61%) пациентов имели сопутствующий вирусный гепатит В или С, 15 (83%) имели отдаленные метастазы в лимфоузлы, легкие, надпочечники или другие органы. Особенностью данной популяции пациентов является длительный промежуток времени от назначения лекарственной терапии ГЦР до ее фактического начала – в среднем 46 дней с разбросом от 5 до 100 дней. Мы считаем, что задержка старта терапии может сказываться на полученных результатах. Медиана ВБП в 1-й линии терапии ленватинибом составила 10,1 мес. (2,3 до 13,1 мес.). Медиана ВБП2 у пациентов, получивших 2-ю линию терапии после лечения ленватинибом в первой линии составила 19,1 мес. 6 (33%) пациентов получали ленватиниб во второй линии после прогрессирования на лекарственной терапии в первой линии. Медиана ВБП на второй линии в этом случае составила 5,9 мес. (3,8–7,7 мес.). Ленватиниб имел управляемый и предсказуемый профиль переносимости. Новых сигналов по безопасности не выявлено.
Заключение. Применение ленватиниба в монотерапии у взрослых пациентов с прогрессирующим или неоперабельным гепатоцеллюлярным раком зарекомендовало себя как эффективная стратегия с соблюдением баланса клинической пользы и доступности препарата.
Абемациклиб – пероральный ингибитор CDK4/6 – отличается по спектру подавления циклин-зависимых киназ от других препаратов этой группы и доказанно улучшает показатели выживаемости в различных линиях лечения метастатического рака молочной железы (мРМЖ). В рандомизированном клиническом исследовании (РКИ) III фазы у больных с ранним гормонозависимым HER2-негативным (Гр+ HER2-) раком молочной железы (РМЖ) с высоким риском прогрессирования абемациклиб в комбинации со стандартной адъювантной эндокринотерапией (АЭТ) значимо увеличивает выживаемость без инвазивного заболевания (ВБИЗ) и выживаемость без отдаленных метастазов (ВБОМ). Отдаленные результаты исследования monarchE с 5-летним сроком наблюдения за пациентками показали, что добавление абемациклиба к АГТ увеличивает 5-летнюю ВБИЗ с 76,0 до 83,6% (ОР=0,680; 95% ДИ 0,599–0,772; p<0,001) и 5-летнюю ВБОМ с 79,2 до 86,0%. (ОР=0,675; 95% ДИ 0,588–0,774; p<0,001). Нежелательные явления (НЯ) 3-й степени и выше отмечены у 45,5% пациентов на фоне терапии абемациклибом и у 12,7% в группе контроля и преимущественно представлены нейтропенией (18,6 и 0,7%) и диарей (7,6 и 0,1%). Профиль токсичности был ожидаемый и управляемый. Обоснованное снижение дозы абемациклиба не приводило к ухудшению отдаленных результатов лечения
ISSN 2949-2807 (Online)