В статье представлен анализ современного состояния проблемы ведения пациентов с артериальной гипертензией (АГ) и различным коморбидным фоном. Освещены основные положения актуальных рекомендаций по управлению артериальной гипертензией Европейского общества кардиологов (European Society of Cardiology) и Европейского общества гипертонии (European Society of Hypertension) 2018 года. Акцентирована информация о новых целевых значениях артериального давления (АД) в диапазоне 120–130 мм рт. ст. для систолического АД (САД) и 70–80 мм рт. ст. — для диастолического (ДАД) у большинства больных за исключением лиц 65 лет и старше, а также пациентов с хронической болезнью почек, у которых рекомендовано достигать АД 130–139 мм рт. ст. Также представлена современная позиция о приоритетности комбинированной (изначально двойной, при неэффективности — тройной), преимущественно фиксированной антигипертензивной терапии, при выборе которой необходимо учитывать наличие и характер коморбидной патологии.
В обзорной статье представлены актуальные позиции американских и европейских клинических рекомендаций в отношении антитромботической терапии у сложной категории пациентов — больных с сочетанием фибрилляции предсердий и ишемической болезни сердца, которым выполняется чрескожное коронарное вмешательство. Отмечены сходства и различия позиций двух экспертных сообществ, а также существующая в настоящее время доказательная база в отношении выбора оптимальной схемы антитромботической терапии. Обозначены преимущественные позиции клопидогрела при выборе дезагреганта для двойной или тройной антитромботической терапии.
Спектральный анализ вариабельности сердечного ритма может быть использован для оценки эффективности лекарственной терапии. Применение этого метода дает представление о роли вегетативной нервной системы в регуляции хронотропной функции сердца. Такие сведения помогают определить условия проявления эффективности антиаритмических препаратов. В данном исследовании были изучены спектральные показатели у пациентов с персистирующей фибрилляцией предсердий и влияние на эти показатели антиаритмического препарата III класса амиодарон.
Цель. Оценить прогрессирование фибрилляции предсердий у лиц среднего возраста при гипертонической болезни в сочетании с коморбидными экстракардиальными заболеваниями.
Материалы и методы. В обсервационном когортном исследовании наблюдалось 308 пациентов 45–65 лет с фибрилляцией предсердий (пароксизмальная и персистирующая формы) при гипертонической болезни в сочетании с экстракардиальной патологией: сахарный диабет (n = 40), тиреотоксикоз (n = 42), гипотиреоз (n = 59), абдоминальное ожирение (n = 64) и хроническая обструктивная болезнь легких (n = 47). Группу контроля составили 56 больных АГ + ФП без сопутствующих экстракардиальных заболеваний. Уровень ММП-9 определялся с помощью тест-системы Human MMP-9 (total) Immunoassay (США); NT-proBNP — с использованием набора реагентов «NTproBNP-ИФА-Бест»; галектина-3 — методом ИФА — Bender MedSystems GmbH, (Австрия). Эхокардиография проводилась с помощью аппарата Acuson Aspen (США), суточное мониторирование ЭКГ — холтеровской системы Schiller Medilog. Все статистические расчеты проводились в программе Rstudio 0.99.879 (RStudio, США).
Результаты. У больных с гипертонической болезнью и фибрилляцией предсердий прогностически наиболее неблагоприятным в отношении прогрессирования ФП является сочетание с сахарным диабетом (p = 0,041), абдоминальным ожирением (p = 0,004). В группах больных сахарным диабетом, гипотиреозом и абдоминальным ожирением оказались наиболее выраженными показатели диастолической дисфункции левого желудочка: Е/А, ИММЛЖ (мужчины); размер левого предсердия и конечно-диастолический размер левого желудочка увеличены во всех клинических группах. Показано прогностическое значение биомаркеров фиброза и ремоделирования галектина-3 и ММП-9, и NT-proBNP в прогрессировании фибрилляции предсердий у больных с гипертонической болезнью в сочетании с экстракардиальными заболеваниями.
Заключение. Нет сомнений в том, что при гипертонической болезни в основе декомпенсации длительно гипертрофированного миокарда лежит нарушение сбалансированности роста различных его структур и формирования фиброза и дистрофии миокарда, что нашло подтверждение в настоящем исследовании. Обнаруженные повышенные уровни ММП-9, галектина-3 и NT-proBNP, а также ультразвуковые признаки ремоделирования миокарда подтвердили, что статистически значимо влияют на прогрессирование фибрилляции предсердий. В связи с этим необходим персонифицированный подход к пациенту с фибрилляцией предсердий в сочетании с коморбидной патологией, особенно у лиц среднего возраста на этапе формирования коморбидности, в условиях полученной диагностической информации электрической функции сердца и оценки функциональных возможностей ССС при переходе ее на различные уровни функционирования.
Артериальная гипертония остается социально-значимым заболеванием. Многоцентровые исследования свидетельствуют о низкой приверженности пациентов к лечению. В статье рассматриваются факторы, влияющие на приверженность. Использование возможностей центров здоровья и отделений профилактики позволяет повысить приверженность пациентов. Проведенное исследование по регулярному приему гипотензивной терапии указывает на улучшение когнитивных функций, качества жизни пациентов на фоне достижения целевого артериального давления.
Цель исследования. Сравнить годовые результаты консервативной и инвазивной тактик лечения инфаркта миокарда (ИМ) у пациентов с различной выраженностью коморбидного фона.
Материал и методы. Представленные результаты основаны на данных регистра ГБУЗ «Городская больница № 4 г. Сочи». В настоящий анализ вошли пациенты с диагнозом «инфаркт миокарда» (n = 1 176). Всем пациентам при выписке из стационара проведен анализ выраженности коморбидности с помощью индекса CCI (Charlson comorbidity index). Через год у 791 пациента удалось выяснить прогноз после выписки из стационара. Годовая летальность составила 12,6 % (n = 100).
Результаты. Частота проведения коронарной ангиографии (КАГ) и чрескожного коронарного вмешательства (ЧКВ) у больных с CCI = 0 (нет или минимальная коморбидность, n = 408) составила 84,3 и 63,5 %, при значении CCI 1–2 (умеренная коморбидность, n = 438) — 68,0 и 44,8 %, при CCI ≥ 3 (выраженная коморбидность, n = 330) — 50,3 и 25,8 % соответственно. При этом проведение ЧКВ на госпитальном этапе наблюдения ассоциировалось со снижением летальности в течение года после выписки из стационара в 3,2 раза (с 18,5 до 5,8 %; р < 0,0001). Наибольший позитивный эффект ЧКВ а отношении оптимизации отдаленного прогноза (1 год) был достигнут в группе пациентов с выраженной коморбидностью (CCI ≥ 3), где показатель NNT (number needed to treat — число больных, которых необходимо пролечить) составил 7. Относительный риск годовой летальности у пациентов с выраженной коморбидностью в сравнении с минимальной в группе ЧКВ составил 6,75, в группе консервативного лечения — 4,63.
Заключение. Результаты настоящего исследования показали, что ЧКВ при ИМ чаще выполняется более молодым, менее коморбидным пациентам с более низким риском по шкале GRACE. При этом годовая выживаемость больных с ИМ была значительно выше после ЧКВ в сравнении с первичной консервативной стратегией лечения независимо от выраженности коморбидности, а наибольший улучшающий отдаленный прогноз эффект ЧКВ имел место именно у пациентов с выраженной коморбидностью, определяемой по индексу CCI ≥ 3.
В статье описан клинический случай фармакотерапии пациента с гипертонической болезнью комбинацией лекарственных препаратов олмесартан и лерканидипин. Авторы оценивали влияние этой комбинации не только на степень снижения артериального давления (АД), но и на уровни таких маркеров эндотелиальной дисфункции, как sPECAM-1 и копептин. Фармакотерапия данной комбинацией проводилась в течение 28 недель. Было установлено, что у данного пациента комбинация олмесартана с лерканидипином привела к достижению целевого уровня артериального давления и снижению уровня sPECAM-1 в 2,5, а уровня копептина — в 5,0 раза по сравнению с исходными уровнями до лечения. Авторы делают вывод о том, что комбинация олмесартана с лерканидипином приводит не только к нормализации АД, но и снижает выраженность эндотелиальной дисфункции, лежащей в основе патогенеза гипертонической болезни.
В статье представлены определение коморбидной патологии и роль коморбидности в прогнозе заболеваний. Рассмотрена коморбидность у больных артериальной гипертензией и ее влияние на течение заболевания. По результатам проведенного исследования проведен анализ распространенности сопутствующих заболеваний у больных с гипертоническим кризом, а также гендерных особенностей распространенности сопутствующих заболеваний.
Психоэмоциональный стресс является фактором риска сердечно-сосудистых заболеваний. Рекомендации ESC/ESH 2018 года по лечению артериальной гипертензии определяют психологический стресс как фактор риска артериальной гипертензии. В основе гипертонии «белого халата» и маскированной гипертонии рассматриваются психосоциальные факторы. Стресс является причиной раннего поражения органов-мишеней и неконтролируемого артериального давления. В статье рассматриваются механизмы формирования артериальной гипертензии при воздействии стресса. На примере клинических исследований рассматривается негативная роль психоэмоционального стресса в экстремальных профессиях. Приводятся данные собственных исследований по изучению влияния стресса у машинистов локомотивов на развитие сердечно-сосудистых заболеваний.
ISSN 2949-2807 (Online)