Preview

Медицинский алфавит

Расширенный поиск
№ 26 (2025): Диагностика и онкотерапия (3)
Скачать выпуск PDF
7‑13 20
Аннотация

Представлены новые возможности рентгеновской маммографии в системе диспансеризации, выходящие за рамки онкоскрининга. Показан алгоритм обследования молочных желез согласно существующим нормативным документам и открывающимся новым возможностям в выявлении двух главных социальных заболеваний женщин – рака молочной железы и сердечно-сосудистых заболеваний по кальцинозу стенок артерий на маммограммах, а также подчеркнута роль раннего выявления доброкачественных дисплазий молочной железы с целью профилактики рака за счет своевременного адекватного патогенетического лечения. Возможность решения нескольких задач по выявлению главных социальных заболеваний женщин при маммоскрининге повышает его рентабельность за счет исключения дополнительных затрат на помещения, оборудование, кадры, маршрутизацию пациенток.

14‑20 18
Аннотация

Цель исследования: проанализировать собственные результаты лечения больных РЯ low grade и оценить факторы, влияющие на выживаемость.
Материалы и методы. В исследование ретроспективно включено 57 больных РЯ low grade, прооперированных в отделении онкогинекологии НМИЦ онкологии имени Н. Н. Блохина с 2018 по 2023 г. Первичной конечной точкой исследования являлась безрецидивная и общая выживаемость больных. Вторичной конечной точкой являлась оценка факторов, влияющих на выживаемость пациенток.
Результаты. У 17 (29,9 %) пациенток была диагностирована ранняя стадия болезни, а у 40 (70,1 %) – распространенный процесс. При распространенных стадиях частота поражения регионарных лимфатических узлов составила 27,5 %. Первичная циторедуктивная операция выполнена у 28 (70 %) больных, остальным 12 (30 %) проведена интервальная циторедукция. В зависимости от полноты циторедукции первичные операции распределились следующим образом: полные – 21 (75 %), оптимальные – 6 (21,4 %), неоптимальные 1 (3,6 %); интервальные: полные – 5 (41,7 %), оптимальные – 4 (33,3 %), неоптимальные – 2 (16,7 %), у 1 больной (8,3 %) – эксплоративная лапаротомия. Для первичной полной циторедукции средний индекс PCI составил 7,5 балла, для оптимальной – 11,5 балла, для полной и оптимальной интервальной операции – 8 и 13 баллов соответственно. В группе раннего РЯ 3-летняя общая выживаемость (ОВ) и безрецидивная выживаемость (БРВ) составили 100 % при медиане наблюдения в 30,4 (12–57) мес. В группе диссеминированного РЯ low grade 3-летняя ОВ при первичной циторедукции составила 100 %, в группе интервальной циторедукции – 66,7 % при медиане наблюдения в 35,5 (3–72) мес. Первичная циторедуктивная операция статистически значимо увеличивала ОВ. Общая частота рецидивов составила 40 %, при этом в группе первичных циторедуктивных операций частота рецидивов была равна 25 %, а в группе интервальных – 75 %. Среднее время до прогрессирования составило 11,6 (3–34) мес, медиана наблюдения – 35,5 (3–68) мес. В группе первичной циторедуктивной операции 3-летняя выживаемость без прогрессирования (ВБП) – 72,8 % и 17,5 % в группе интервальных операций.
Выводы. Наши данные подтверждают, что для больных серозным РЯ low grade полная циторедуктивная операция коррелирует с улучшением показателей как ВБП, так и ОВ. Однако первичная циторедуктивная операция по сравнению с интервальной имеет достоверно лучшие отдаленные онкологические результаты. Рассматриваемая категория пациенток должна получать хирургическое лечение в онкологическом центре с высоким уровнем хирургической помощи и возможностью привлечения хирургов смежных специальностей.

21‑24 13
Аннотация

Цель исследования. Выявить сопряжение между носительством мутаций генов BRCA1/2 и гистологическим типом рака яичников, а также морбидным ожирением как фактором риска.
Материалы и методы. В исследование включены 635 больных с эпителиальным инвазивным раком яичников. Анализировали результаты гистологического исследования операционных образцов, рост и вес. Для выявления мутаций в генах BRCA1 и BRCA2 исследовали лимфоциты венозной периферической крови и ткань злокачественной опухоли, полученной при операции. Определяли полиморфизмы генов BRCA1 и BRCA2 по 8 точкам методом полимеразной цепной реакции в реальном времени.
Результаты. Герминальные мутации генов BRCA1/2 в крови выявлены в 13,5 %. В подгруппах пациентов с носительством мутаций генов BRCA1 и BRCA2 в преобладающем числе случаев встречалась серозная карцинома яичников (86,7 и 81,8 % соответственно). При генетическом исследовании раковых клеток операционных образцов мутации генов BRCA1 и BRCA2 выявлены в 21,9 %. У 53 женщин мутации изучаемых генов обнаружены только в опухолевой ткани, но не в крови, что позволило отнести их к соматическим. Частота морбидного ожирения среди пациентов со спонтанными мутациями (20,75 %) выше (р=0,05), чем у женщин с герминальными мутациями генов BRCA1/2 (8,1 %).
Выводы. Герминальные мутации генов BRCA1 и BRCA2 встречаются в 13,5 % и сопряжены с развитием серозной карциномы яичников. Морбидное ожирение выступает фактором риска спонтанных мутаций репарационных генов.

25‑28 10
Аннотация

Описан клинический случай интраоперационного контрастно-усиленного ультразвукового исследования (ИКУЗИ) опухоли головного мозга с применением контрастного препарата «Соновью». Метод позволил уточнить границы опухолевого поражения и оценить ангиоархитектонику глиобластомы, выявляемую при интраоперационном ультразвуковом исследовании (ИОУЗИ).

29‑33 19
Аннотация

Введение. Нейроэндокринные опухоли (НЭО) – гетерогенная группа новообразований, происходящих из энтерохромафинных клеток диффузной эндокринной системы. Ведущая роль в выявлении и оценке статуса НЭО принадлежит ядерной медицине – визуализации соматостатиновых рецепторов.
Цель работы. Определить комплекс рентген-радиологических признаков, характерных для нейроэндокринных опухолей и сравнить их с иммуногистохимическим исследованием с определением уровня экспрессии рецепторов к соматостатину.
Материалы и методы. В исследование включены 119 пациентов с НЭО различных локализаций, которые в период с 2019 по 2022 г. проходили обследование в НМИЦ онкологии им. Н. Н. Блохина. Среди них 75 женщин и 44 мужчины (63 и 37 % соответственно). Возраст пациентов варьировал от 1 до 84 лет (медиана – 60).
Результаты. При сравнении значений Grade в зависимости от «вспышки» на динамическом исследовании нами были установлены статистически значимые различия (p=0,010).
Выводы. Клинико-радиологические критерии качественных характеристик динамической сцинтиграфии при НЭО позволяют прогнозировать эффективность лечения и течение заболевания, а применение 3-фазной сцинтиграфии с 99mTc-тектротидом позволяет установить диагноз нейроэндокринной опухоли у 46 % пациентов до получения гистологического материала или при невозможности его получения.

34‑40 25
Аннотация

Цель исследования: оценка прогностических факторов у пациентов с метастатическим колоректальным раком (мКРР) и изолированными метастазами в печени, а также анализ роли системной терапии в достижении резектабельности и влияния хирургического лечения на выживаемость.
Материалы и методы. Ретроспективное исследование 371 пациента с мКРР и изолированными исходно нерезектабельными метастазами в печени. Оценка резектабельности проводилась мультидисциплинарным консилиумом. Пациенты получали системную химиотерапию с таргетными препаратами (бевацизумаб или анти-EGFR). Проводилась оценка выживаемости без прогрессирования (ВБП), частоты конверсии метастазов, однофакторный и многофакторный анализы прогностических факторов.
Результаты. Частота конверсии в резектабельное состояние составила 60,1 % (потенциально резектабельные метастазы) и 25,9 % (нерезектабельные). ВБП – 11,3 мес (12,7 мес для резектабельных, 10,5 мес – для нерезектабельных). Радикальная R 0-резекция достигнута у 78,8 и 72,4 % пациентов соответственно. Согласно многофакторному анализу благоприятно на ВБП влияли следующие факторы: удаление первичной опухоли и стабилизация, частичный ответ на противоопухолевую терапию; негативные прогностические факторы: нерезектабельный характер метастазов в печени, единичные и неисчислимые метастазы.
Выводы. Комбинированный подход улучшает выживаемость пациентов с мКРР в случае успешной конверсии нерезектабельных метастазов после системной терапии.

41‑48 13
Аннотация

Введение. В последние десятилетия удалось существенно повысить пятилетнюю выживаемость детей, перенесших острый лимфобластный лейкоз (ОЛЛ), которая в России превышает 90 %. Вместе с тем у данной группы пациентов сохраняются серьезные риски развития отдаленных эффектов терапии, включая вторичные злокачественные новообразования, кардиотоксичность, нейрокогнитивные нарушения, а также патологии опорно-двигательного аппарата и эндокринной системы. Основными факторами риска поздних эффектов являются: интенсивность и комбинация химио /лучевой терапии, возраст на момент лечения, генетическая предрасположенность (полиморфизмы генов, вариации генов ДНК-репарации), а также наличие сопутствующих заболеваний (врожденные патологии сердца, ожирение).
Цель. Систематизация и обобщение современных данных о спектре и частоте поздних неблагоприятных эффектов у взрослых, излеченных от ОЛЛ в детском возрасте.
Материалы и методы. Проведен структурированный обзор и анализ литературных данных в электронных медицинских базах данных PubMed, eLibrary за период с 1990 по 2024 г.
Заключение. Данные обзора подчеркивают высокую распространенность разнообразных поздних неблагоприятных эффектов у детей, излеченных от ОЛЛ, и необходимость их систематического мониторинга.

49‑55 17
Аннотация

Рак молочной железы (РМЖ) может метастазировать во многие органы, но метастазы в матку встречаются редко. Метастазы РМЖ в матку могут появляться синхронно и метахронно, протекать бессимптомно или в виде аномального вагинального кровотечения. Лечение метастазов в матку обычно включает тотальную абдоминальную гистерэктомию с двусторонней сальпингоофорэктомией в сочетании с химиотерапией. Долгосрочный прогноз данного течения неясен, но исход преимущественно бывает неблагоприятным. В данной статье проведен анализ 60 пациенток, опубликованный в литературе за период с 2010 по июль 2024 г. по девяти переменным, включая: возраст; морфология рака молочной железы; лечение по раку молочной железы; распространение метастазов в матке; лечение; внетазовые отдаленные метастазы; выживаемость. В статье представлен клинический случай 53-летней пациентки, у которой обнаружили метастаз инвазивной протоковой карциномы молочной железы в тело матки. Пациентке выполнена циторедуктивная операция в объеме экстирпации матки с придатками с последующим назначением гормонотерапии ингибиторами ароматазы (летразол).

55‑60 13
Аннотация

Введение. BRCA-статус представляет интерес как предиктивный маркер и при проведении неоадъювантной химиотерапии (НАХТ). Целью проведения НАХТ при тройном негативном раке молочной железы (ТНРМЖ) является достижение полной патоморфологической регрессии (pCR), что ассоциируется с достоверным увеличением бессобытийной, общей выживаемости и влияет на дальнейшую тактику лечения. Отсутствие выраженного патоморфологического ответа после проведенной НАХТ требует назначения постнеоадъювантной терапии. Несмотря на большое число исследований, оптимальный режим НАХТ для пациентов с BRCA мутацией и ТНРМЖ до сих пор не определен.
Цель исследования. Оценка эффективности и переносимости дозоуплотненной платиносодержащей НАХТ ТНРМЖ (4ddAC, затем 12 PCb) у носителей мутации BRCA1/2 по частоте pCR и системе RCB и определение предиктивных факторов эффективности данного режима. Материалы и методы. В данное проспективное исследование были включены 103 пациентки с gBRCA1,2-ассоциированным ТНРМЖ II–III стадией, получавшие дозо-уплотненные платиносодержащие режимы НАХТ с января 2018 по декабрь 2024 года. 41,7 % пациенток имели III стадию заболевания, 26,2 % – поражение лимфоузлов уровня N 2–3.
Результаты. Частота pCR составила 63,1 % (n=65), прогрессирование заболевания наблюдалось у 7,8 % (n=8). При операбельном раке частота pCR составила 63,5 %, при местнораспространенном неоперабельном – 62,5 %. Наиболее частой герминальной мутацией в генах BRCA1/2 явилась мутация BRCA1 c.5266dup – 53,4 % (n=55). Редкие мутации, выявленные с помощью NGS, составили 30 % (n=31), частые – 70 %, выявленные с помощью ПЦР. У больных с частыми мутациями частота pCR составила 70,8 %, а при редких мутациях – 45,2 %. Наиболее частым видом токсичности была гематологическая нейтропения III–IV степени – у 34 (33 %). Редукция дозы выполнялась только в связи с развитием нежелательных явлений II–III степени. Единственным фактором, ассоциированным с достоверным увеличением частоты pCR, было наличие частых герминальных мутаций в генах BRCA1/2 (p=0,027).
Выводы. Дозоинтенсивная НАХТ с включением антрациклинов, таксанов и препаратов платины позволяет достичь высокой частоты pCR у больных BRCA1/2-ассоциированным ТНРМЖ II–III стадией, особенно при частых мутациях. Наличие остаточной опухоли после проведения полного объема НАХТ является показанием для назначения адъювантной таргетной терапии олапарибом.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-5631 (Print)
ISSN 2949-2807 (Online)